Мошенники начали звонить с номеров, которые полностью совпадают с настоящим номером банка. Телефонные мошенники пробуют новую обманную схему, оформляя заявки на кредиты и микрозаймы на россиян через крупнейший финансовый маркетплейс «» с помощью методов убеждения, сообщил источник ТАСС в индустрии кибербезопасности. Ранее сообщалось, что россиян предупредили о новой схеме мошенничества с вовлечением родственников. Рассказываем, какими способами пользуются телефонные мошенники, как вычислить их по телефону и что делать, чтобы не попасться на уловки. Далее мошенники используют две основные схемы, детали сценариев постоянно меняются.
Пенсия.PRO
Главная Новости Тема дня 5 новых схем телефонных мошенников: как защититься. Криминал проблема «Долг теперь 700 тысяч»: мошенники просят показать им экран телефона в Zoom — сибирячка так потеряла все сбережения. Поэтому пока единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников — запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас «помочь следствию и перевести деньги», чтобы якобы проверить движение по счетам.
IT-эксперт Мискевич: мошенники начали красть данные с помощью телефонных книг
Давайте разберём любимые приёмы мошенников в 2023 году — чтобы не попадаться в 2024-м. Распространенные схемы мошенничества. Телефонное мошенничество — один из самых распространенных способов выманивания денег у россиян. За один звонок мошенники с Украины похитили у клиента банка 150 млн рублей. Поэтому пока единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников — запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас «помочь следствию и перевести деньги», чтобы якобы проверить движение по счетам. Мошенники с каждым разом используют новые схемы обмана. Существуют ли в реальности «тюремные кол-центры», безопасно ли издеваться над телефонным мошенником и какие схемы выманивания денег появились совсем недавно?
IT-эксперт Мискевич: мошенники начали красть данные с помощью телефонных книг
Правила безопасности здесь классические: никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не называть номер карты, CVV-код, коды из СМС и пин-код. Процедура активации довольно проста и с ней вполне можно справиться самому или попросить помочь близкого человека. Если возникают вопросы, лучше обратиться в отделение банка или изначально получать новую карту именно там. Многосерийные мошенники К осторожным жертвам мошенники нашли особый подход: серия звонков, цель которых — вызвать доверие. Никто не будет в первую же телефонную беседу пытаться узнать у вас данные карты. Сначала могут уточнить, довольны ли вы сервисом, спросить о пожеланиях по улучшению работы. В следующий раз уже знакомый голос может поинтересоваться, какие банковские продукты вам интересны и сделать привлекательное предложение.
А когда привыкнете к звонкам, под каким-нибудь предлогом могут спросить данные карты: это может быть попытка обезопасить ваши сбережения или другой повод. Вспоминаем правило: никогда, никому, ни при каких обстоятельствах не сообщать данные ваших банковских карт и мобильного банка. В случае сомнений обратитесь в отделение банка, контакт-центр или чат с банком. Маркетплейсы — территория осторожности Популярность маркетплейсов кратно выросла во время пандемии и не сдает позиции и сегодня: большой выбор, доставка в любую точку страны и другие преимущества вовлекают в покупки все больше людей и привлекают все больше мошенников. Сценарии мошеннических действий могут быть разными. Например, вам на почту может прийти информация о распродаже на одном из маркетплейсов с очень приятными ценами.
Но ссылка будет вести на фишинговый сайт. Внешне все так же, как на привычной площадке, даже оформление денежного перевода может совпадать. Вот только деньги уйдут мошенникам, а товара вы не получите. Не прельщайтесь низкими ценами и тщательно проверьте адрес сайта. Разница даже в одну букву должна вызвать подозрения. Жертвы мошенников делятся опытом в соцсетях.
Нередко преступники пытаются переманить покупателей дорогих товаров на другие маркетплейсы, отправляя ссылки на фишинговые сайты Еще одна схема касается маркетплейсов, где есть буферный счет, на котором хранятся деньги до завершения покупки. Мошенники регистрируются там в качестве продавцов, которые торгуют дорогостоящей техникой или другими товарами с высокой стоимостью.
Её стоимость по сравнению с доходами мошеннических кол-центров просто копеечная.
Стоимость их стартует от нескольких тысяч рублей и достигает десятков миллионов — всё зависит от количества, качества и, самое главное, актуальности информации. Самые дешёвые — базы клиентов сайтов бесплатных объявлений. Из них можно узнать имя человека, его номер телефона, электронную почту, а по тому, что он продаёт, косвенно понять материальное положение.
С таким ресурсом нужно работать дополнительно: самостоятельно искать дату рождения, ИНН, прописку и другие нужные для преступников данные. Дороже всего обходятся банковские документы, которые в числе прочих персональных данных будут содержать счета, размеры долговых обязательств, заложенные недвижимость и автомобили. Обзавестись подобными базами для мошенника — большая удача, они очень экономят время на холодных звонках и в целом удешевляют процесс нелегальной наживы.
Почему телефонные мошенники ничего не боятся Основной контингент кол-центров составляют молодые парни в возрасте 18—25 лет. Устраиваясь в такого рода фирмы, практически все они прекрасно знают, чем им предстоит заниматься. Для современной украинской молодёжи это возможность — без необходимости тратить годы на образование и наработку опыта — сразу зарабатывать приличные деньги.
Поэтому вопросы морали их беспокоят в последнюю очередь. При этом сами мошенники говорят, что время от времени к ним на работу приходят даже пенсионеры и одинокие матери — последние какое-то время даже пытаются совмещать её со своими "нормальными" местами. Однако такая ситуация обычно длится до первой успешно проведённой крупной аферы, после этого уже никто из них не хочет быть продавцом в магазине или носить бумаги по офису "за копейки".
По городу до сих пор ходит мотивирующая молодняк легенда о том, как одна такая аферистка смогла заработать на квартиру в Днепре, выудив у своего бывшего соотечественника, а ныне гражданина Германии 170 тысяч евро. А недавно украинцы возмущались, что один из нелегальных кол-центров в Киеве работал прямо по соседству с Управлением СБУ. Судя по всему, именно украинские спецслужбы крышуют мошенников.
Собеседник Лайфа рассказал, что проблем с законом у звонящих практически не бывает. Владельцы контор всегда заранее знают, когда будет облава, и к этому моменту из офиса выносятся документы, компьютеры и вся сопутствующая периферия, а у работников появляется дополнительный выходной. В худших случаях после таких визитов жулики меняют офис.
Иногда доходит до смешного: переезжают в соседнюю пустующую комнату в том же здании. А хозяева на моей памяти вообще никогда не попадались.
Чаще всего звонки с подменных номеров поступают россиянам из-за границы: в лидеры по этому показателю выбились Украина, Польша, Казахстан, Таджикистан, Белоруссия. Через форму обратной связи в мобильном приложении банка клиенты в 2022 году пожаловались на 1,8 миллиона телефонных звонков от мошенников. Снижать свою активность преступники явно не планируют и, напротив, лишь расширяют масштабы своего бизнеса. В 2023 году они используют для обмана не только звонки с подменой номера 20 процентов случаев , но и мессенджеры 40 процентов , и звонки с помощью DEF-номеров, когда телефонный код не привязан к географическому расположению 40 процентов. Схемы мошенничества Одна из старейших мошеннических схем, применяемых до сих пор, нацелена прежде всего на пожилых людей: это трюк с «попавшим в беду родственником». Скорее всего, почти все о нем слышали: звонящий в крайне эмоциональном тоне убеждает, что близкий вам человек стал виновником ДТП, попался с наркотиками или совершил какое-либо другое серьезное правонарушение.
Как следует запугав собеседника и добившись желаемого психологического эффекта, преступник затем заговорщицки намекает, что «можно договориться» — и родственник избежит положенного наказания. Затем трубку передают «сотруднику силовых структур», который развивает напор и уточняет детали. В зависимости от наглости мошенников сумма может варьироваться от 10-15 тысяч рублей до миллиона и даже больше. Деньги потребуют либо перевести сразу на карту, либо передать посреднику обычно их нанимают из молодых и не особенно одаренных людей; в среднем курьер успевает поучаствовать в двух-трех делах, после чего попадается полицейским и отвечает перед законом по полной, тогда как организаторы аферы могут находиться за границей. Фото: r. Кто-то поверил в сказанное незнакомцем и поспешил перевести деньги, чтобы спасти своего сына, другим хватило выдержки сначала позвонить близким и спросить, действительно ли с ними случилась неприятность. Естественно, те пребывали в полнейшем недоумении, поскольку ни в какие аварии не попадали. Звонок из «службы безопасности банка» Не менее распространен звонок от «сотрудника службы безопасности банка»: преступник сходу огорошивает заявлением о том, что с карты клиента прямо сейчас пытаются списать крупную сумму, и чтобы этого не случилось, надо назвать звонящему номер карты, CVV-код и код из СМС.
Так аферисты получают доступ к денежным средствам клиента. Этот прием уже хорошо известен, но люди продолжают попадать в ловушку. В большинстве случаев мошенники действуют чисто интуитивно, они не знают, ни в каких банках обслуживается клиент, ни сколько денег он имеет на счете. К примеру, 23 марта 2023 года педагог из Челябинской области перевела 2,3 миллиона рублей на высланный ей номер счета якобы с целью спасения своих денег от кредита. Причем мошенники обрабатывали женщину в течение месяца. В подтверждение этих слов приходит сообщение о зачислении средств. Расчет идет на то, что жертва почувствует себя неловко и поспешит вернуть деньги. Подвох же в том, что «ошибочный» перевод был на ничтожную сумму например, 15 рублей, что легко принять за 1500 , либо его не было вовсе, а сообщение с замаскированного телефонного номера послали сами мошенники.
Звонящий может представиться радиоведущим. Вначале он поздравляет с крупным выигрышем в лотерею — это может быть телефон, ноутбук или автомобиль. Затем доверчивую жертву переключают на «сотрудника призового отдела», и тот уже разводит на личные данные. Чтобы упростить схему обмана, мошенники используют СМС или мессенджеры. Текст однотипный: «У меня проблемы, срочно кинь рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Как правило, это срабатывает на совсем юных или слишком пожилых абонентах.
После этого просят прислать QR-код для отмены операции.
Остается лишь выполнить снятие наличных вместо вас. Злоумышленники рассчитывают на то, что клиент может быть не знаком с особенностями снятия наличных с помощью QR-кода, поэтому может легко передать его мошенникам. Но важно знать, что им так же нельзя делиться с незнакомцами, как и данными карты. Приложение-взломщик На руку мошенникам играет популярность мобильных приложений. Чтобы подобраться к деньгам жертвы, жулики используют специальную программу-взломщик для получения удаленного доступа к телефону. Почти у каждого пользователя на смартфон установлено банковское приложение. Получив доступ к телефону, злоумышленники легко могут снять или перевести всю сумму на другой счет и даже оформить на вас кредит. Повод для звонка может быть любым: от якобы подозрительного перевода средств с вашей карты до опроса по поводу качества услуг банка.
Далее вам могут предложить проверить работоспособность мобильного банка, установку «особо надежного» антивируса и даже сказать, что банк через СМС уже информировал вас о необходимости такого программного обеспечения. Но чтобы сделать это прямо сейчас, не тратя время на визит в офис, вам предложат скачать и установить из каталога приложений программу для удаленного доступа к телефону и сообщить id-устройства и пароль для подключения. Ни данные карты, ни CVV-код мошенников не интересуют, и это успокаивает жертву. Но им и не нужны эти данные. Благодаря установленному приложению они получают полный доступ к вашему смартфону, включая СМС от банка, право смены пароля к личному кабинету и т. Обезопасить сбережения от таких мошенников просто: никогда, никому, ни под каким предлогом не предоставляйте доступ к своему устройству. Сегодня новую дебетовую или кредитную карту могут доставить вам домой без необходимости посещать отделение банка. А через несколько минут после получения жертве могут позвонить мошенники под видом сотрудника банка с невинным предложением — помочь в активации карты.
Цель звонящих проста — в процессе «активации» выманить у вас данные, которые помогут перевести с нее средства на счет мошенников. Правила безопасности здесь классические: никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не называть номер карты, CVV-код, коды из СМС и пин-код. Процедура активации довольно проста и с ней вполне можно справиться самому или попросить помочь близкого человека. Если возникают вопросы, лучше обратиться в отделение банка или изначально получать новую карту именно там.
Юрист рассказал о новой схеме обмана с номером телефона
С этой связи, россиянам посоветовали быть более внимательными в мессенджерах. Автор: Дмитрий Шевченко.
Так ребенок рискует оказаться втянутым в махинации с нелегальным движением средств. Зафиксированы случаи, когда мошенники прикидывались ровесниками и выманивали у подростков данные родительских карт.
Так, недавно 11-летний мальчик из Златоуста перевел с карты матери 75 тысяч рублей за обещанный аферистами приз в компьютерной игре Едва ли кто-то из молодых людей не получал от своих приятелей в социальных сетях сообщения с просьбой немедленно дать взаймы или денежно помочь попавшему в беду родственнику. И эта схема до неприличия проста: после взлома страницы мошенники от имени пользователя пишут всем по списку контактов. Они также могут отправлять ссылки, приводящие на фишинговые сайты с вредоносным ПО. По мере совершенствования систем безопасности растут и возможности мошенников, которые придумывают все новые схемы воровства денег с ваших банковских карт при помощи телефона и интернета.
Одно из последних ноу-хау — кража финсредств через маскировку вредоносных программ под баннеры с рекламой «обновления браузера». Чаще звонить пытаются через мессенджеры, чтобы вместо номера определялся аккаунт, на аватаре которого — российский герб и название организации хотя с физическими лицами Центральный банк не работает вообще. Впрочем, иногда мошенники звонят с аккаунта, подписанного «МВД России». По телефону говорят, что кто-то пытается получить на вас кредит, и, чтобы не платить по чужим долгам, эти кредитные деньги нужно срочно забрать в отделении банка или перевести на «безопасный счет».
В 2021 году по такой схеме деньги потеряла сотрудница Федерального казначейства, контролирующая расходы из бюджета. Фото: РИА Новости Как защититься от мошенничества Эксперты в области кибербезопасности констатируют, что преступники постоянно меняют тактику на фоне возросших потребностей пользователей интернета в области безопасности. Но абсолютной защиты от них не существует. При разъяснении рисков и угроз населению сотрудники банков обычно напоминают, что служба безопасности никогда не звонит клиентам сама — общение с владельцами банковских карт попросту не входит в перечень их полномочий.
Поэтому все оперативные вопросы, связанные с движением денег и соблюдением норм безопасности, можно решать только при личном визите в отделение банка. Полицейские, как правило, тоже не дают каких-то стопроцентных рецептов защиты от жуликов, ограничиваясь общими рекомендациями, которые и так должен знать каждый россиянин. Нельзя сообщать кому-либо свои персональные данные, особенно пароли от личного кабинета, номера и PIN-коды банковских карт. Категорически нежелательно хранить такую информацию на компьютере или в смартфоне, а тем более на бумажке в кошельке.
Нельзя переходить по сомнительным ссылкам, особенно присланным в СМС с подозрительного номера Обратите внимание: чтобы точно не нарваться на мошенников, следует игнорировать звонки с незнакомых телефонных номеров и сразу же пробивать их в любом из поисковиков в интернете. Информацию о номерах, которыми пользуются злоумышленники, собирают специальные сайты — там делятся опытом абоненты, которых пытались обмануть до вас. Если номер, с которого вам звонили, оценен отрицательно, смело заносите его в черный список. Если же вы ответили на звонок — поспешите закончить общение и ни в коем случае не следуйте указаниям по телефону от незнакомых лиц, даже если они представляются сотрудниками банка или полиции.
Кстати, Сбербанк собирает базу голосов киберпреступников, которые пытаются обмануть клиентов по телефону, и способен автоматически блокировать спровоцированную ими транзакцию. Услуги по защите от мошенничества предоставляют различные организации, занимающиеся формированием, обработкой и хранением кредитных историй. Например, НБКИ предлагает платную годовую подписку, которая позволит «защитить себя от действий злоумышленников». Как уточняется на сайте бюро, как только в кредитной истории клиента появится новый кредит, заем или данные другого паспорта, ему придет уведомление по СМС.
И крайне важно ввести в своих аккаунтах в интернете двухфакторную аутентификацию, если она еще не работает. Доступа просто по паролю недостаточно, чтобы обезопасить свои данные. Подайте заявление в полицию по ст.
В конце декабря 2020 года компания BI. Zone, дочернее предприятие Сбербанка в сфере кибербезопасности, опубликовало исследование, согласно которому за прошедший год телефонные мошенники сделали около 15 млн звонков. При этом только Сбербанк за первое полугодие 2020 года обработал более 3,4 млн жалоб пользователей на звонки мошенников. Этому способствует несколько факторов. Москвичи — популярная цель мошенников, а московский код вызывает меньше подозрений. Для других регионов номера с таким кодом тоже оптимальны, ведь многие компании, от имени которых идут звонки, имеют головной офис в Москве», — говорится в исследовании.
Злоумышленники звонят потенциальной жертве и, ссылаясь на необходимость продлить договор сотовой связи или получить новогодние бонусы, они пытаются получить доступ в личный кабинет абонента и выманить коды доступа к различным сервисам, включая мобильный банкинг. Когда во время такого телефонного разговора человек получает СМС с кодом для входа в онлайн-кабинет своего сотового оператора, мошенники просят озвучить им этот код. Кроме того, они просят передать код из СМС для доступа к личному кабинету на Госуслугах. Как объяснили в банке, подобные действия позволят аферистам оформить электронную сим-карту для дальнейшего управления сервисами различных банков от имени обманутого. За первые 20 дней декабря мы получили уже столько же обращений от клиентов с жалобой на подобные действия мошенников, сколько было за весь ноябрь.
IT-эксперт Мискевич: мошенники начали красть данные с помощью телефонных книг
Там озвучили тревожную статистику: только за ноябрь 2022 года южноуральцы перевели аферистам более миллиарда рублей! По данным челябинского отделения Банка России, за 2021 год мошенники украли у россиян более 13 миллиардов рублей. Причем вернуть удалось лишь 900 миллионов рублей. На уловки аферистов попадаются люди разного возраста и профессий.
Мы собрали самые распространенные и новые схемы телефонного и интернет-мошенничества, жертвами которых стали южноуральцы. Перевод денег на «безопасный счет» Этот развод на деньги давно известен. О нем активно рассказывают СМИ, полицейские проводят беседы, раздают и расклеивают листовки, но, к сожалению, практически ежедневно южноуральцы попадаются на уловки мошенников.
Схема проста: человеку говорят по телефону, что с его счетом проводится сомнительная операция, и предлагают для сохранности перевести деньги на «безопасный счет». Чаще всего аферисты представляются сотрудником службы безопасности банка. Они выманивают данные карты либо будто под гипнозом заставляют пройти к банкомату и перевести деньги на продиктованные реквизиты.
Интересно, что мошенники применяют такие уловки, как: просят сообщить код карты не им, а «роботу», называют ваши имя, отчество и даже фамилию, просят никому не сообщать о своем звонке якобы для того, чтобы вычислить мошенника среди своих сотрудников. Одна из пострадавших челябинок утверждает, что когда она пришла в отделение банка, чтобы перевести деньги через банкомат на «безопасный счет», аферист по телефону даже описал ее одежду. Таким образом, мошенники стараются максимально втереться в доверие.
Они все время говорят с жертвой по телефону, контролируя каждый шаг, и как только деньги уходят на неизвестный счет, связь обрывается. Звонок от псевдосиловиков и роботов По данным «Лаборатории Касперского» в прошлом году резко увеличилось число звонков банковским клиентам под видом представителей правоохранительных органов. Чаще всего аферисты представляются сотрудниками МВД, полиции, следователями.
В разговоре с клиентами мошенники используют специальные термины и предупреждают об уголовной ответственности, например, в случае отказа сотрудничать. Они также стараются придерживаться официального тона и бывают напористы, чтобы заставить человека принять решение быстро и на эмоциях. Чтобы убедить потенциальную жертву в правдоподобности истории, мошенник может направить в мессенджер или на электронную почту фото поддельного документа о проведении оперативно-розыскных мероприятий», - рассказали в Центробанке.
Под этим предлогом мошенник предлагает потенциальной жертве сверить банковские сведения с базой украденных данных. Далее злоумышленник спрашивает у человека, в каком банке он обслуживается, просит данные карты, в том числе трехзначный код на ее оборотной стороне. В Следственном комитете рассказали, что мошенники используют автоматизированную подмену номеров, при этом несколько раз подряд могут дозваниваться с разных номеров.
В таких случаях не следует перезванивать по входящим номерам, поскольку они отображаются некорректно. Для получения информации и разъяснений необходимо вручную набрать телефонные номера, указанные на официальных сайтах государственных структур и банков. Тренд этого сезона - звонки мошенников через популярные мессенджеры.
Большинство мессенджеров позволяют указать любое имя абонента при регистрации номера. Мошенники пользуются этой уловкой и подписываются «Центробанком», «Службой безопасности банка», «Следственным комитетом» и т. Чаще всего для обмана клиентов злоумышленники также применяют входящий звонок робота, который впоследствии переключает на якобы «специалиста», который дезинформирует клиентов о возможной потере средств, оформлении мошеннической заявки на кредит, участии в следственных мероприятиях или несанкционированной замене номера телефона.
Новый вид обмана - запугивание госизменой Мошенники не дремлют и придумывают схемы с учетом новостной повестки и событий в стране. Так, жителю Троицка позвонила незнакомка, представившаяся сотрудником отдела по расследованию мошенничеств правоохранительных органов Москвы. Женщина сообщила, что с помощью документов южноуральца в поддержку вооруженных сил Украины были отправлены 100 тыс.
Фото: r. Кто-то поверил в сказанное незнакомцем и поспешил перевести деньги, чтобы спасти своего сына, другим хватило выдержки сначала позвонить близким и спросить, действительно ли с ними случилась неприятность. Естественно, те пребывали в полнейшем недоумении, поскольку ни в какие аварии не попадали. Звонок из «службы безопасности банка» Не менее распространен звонок от «сотрудника службы безопасности банка»: преступник сходу огорошивает заявлением о том, что с карты клиента прямо сейчас пытаются списать крупную сумму, и чтобы этого не случилось, надо назвать звонящему номер карты, CVV-код и код из СМС. Так аферисты получают доступ к денежным средствам клиента. Этот прием уже хорошо известен, но люди продолжают попадать в ловушку.
В большинстве случаев мошенники действуют чисто интуитивно, они не знают, ни в каких банках обслуживается клиент, ни сколько денег он имеет на счете. К примеру, 23 марта 2023 года педагог из Челябинской области перевела 2,3 миллиона рублей на высланный ей номер счета якобы с целью спасения своих денег от кредита. Причем мошенники обрабатывали женщину в течение месяца. В подтверждение этих слов приходит сообщение о зачислении средств. Расчет идет на то, что жертва почувствует себя неловко и поспешит вернуть деньги. Подвох же в том, что «ошибочный» перевод был на ничтожную сумму например, 15 рублей, что легко принять за 1500 , либо его не было вовсе, а сообщение с замаскированного телефонного номера послали сами мошенники.
Звонящий может представиться радиоведущим. Вначале он поздравляет с крупным выигрышем в лотерею — это может быть телефон, ноутбук или автомобиль. Затем доверчивую жертву переключают на «сотрудника призового отдела», и тот уже разводит на личные данные. Чтобы упростить схему обмана, мошенники используют СМС или мессенджеры. Текст однотипный: «У меня проблемы, срочно кинь рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам».
Как правило, это срабатывает на совсем юных или слишком пожилых абонентах. Трюк с просьбой перезвонить от знакомого Существует вариант с номером-грабителем, когда человеку приходит СМС с просьбой от знакомого человека перезвонить на незнакомый телефонный номер, что объясняется веской причиной: срочно требуется помощь, проблемы со связью и т. После звонка человека долго держат на линии, и за это время с лицевого счета списываются большие суммы. Как правило, абонентам приходят сообщения об одобренном кредите или займе при этом сам человек ни в какие банки или МФО не обращался. Такие эсэмэски составляют по схожему шаблону: вверху — кричащая и при этом короткая фраза, способная если не заинтересовать, то точно привлечь внимание. Например, «сумма пересмотрена — получите 19500 руб.
Далее находится ссылка, по которой нужно пройти для завершения процедуры получения денег. На самом деле переход по такой ссылке не сулит ничего хорошего. Цель злоумышленников — заманить доверчивого и, видимо, испытывающего потребность в финсредствах человека на вредоносный сайт и похитить его персональные данные, чтобы затем использовать их в других мошеннических схемах или продать коллегам по ремеслу. Фишинг В интернете основной инструмент онлайн-мошенников — фишинг. Они создают поддельные сайты, заманивают на них жертв и похищают данные банковских карт.
В обращениях пострадавших на портал «Мошеловка» фигурирует несколько известных компаний, но доказательств, что в делах замешаны именно они, а не их «черные» клоны, нет.
Гендиректор одного из официальных посредников утверждает, что они не оформляют заемщикам статус самозанятых и не работают с кредиторами-физлицами Жертвой второго, упрощенного варианта схемы стал 48-летний мужчина. Накоплений у него нет, поэтому сценарий на начальном этапе был иной. Якобы сотрудник органов сообщил, что на мужчину оформлен заем под залог его квартиры. Чтобы мошенники не смогли предъявить ее к взысканию, нужно срочно самому оформить заем под залог жилья. В этом случае оно попадет под обременение, и с ним не смогут ничего сделать. Далее сценарий почти полностью повторил историю пенсионерки из Москвы.
Кредитный брокер, оформление сначала статуса самозанятого, а потом и займа по доверенности от кредитора. Одно исключение: мужчина не вносил полученные деньги на счета аферистов, но в ловушку всё равно попал. Как говорит куратор «Мошеловки», оформляя в залог квартиру, мошенники выдают огромный заем в несколько миллионов, хотя он и существенно ниже стоимости квартиры, и устанавливают большие проценты и жесткие условия оплаты долга, которые жертва не может выполнить. Например, в случае пенсионерки 11 месяцев она должна была выплачивать по 140 тысяч рублей, а в последний месяц — 4 миллиона 140 тысяч. Таким образом злоумышленники быстро получают право обратить взыскание на недвижимость. По мнению куратора «Мошеловки», в этой истории ключевым является оформление статуса самозанятости.
Этот факт сразу устранил из правоотношений сторон закон о потребкредите, поскольку заем перестал быть потребительским, а выдан якобы на предпринимательские цели. С одной стороны, человек утратил защиту, которую обеспечивает действие закона о потребкредите. С другой, тот, кто предоставил заем, не может быть признан нелегальным кредитором, поскольку это понятие применяется только в отношении заимствований физлицам. Адвокат КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин в беседе с «Известиями» отметил: мошенники рассчитывают, что не будут действовать гарантии по закону о потребкредите, в том числе и лимит на проценты, и уголовная ответственность за незаконное предоставление средств. После невыполнения условий договора недвижимость мошенники забирают себе.
Обратиться в полицию с заявлением и требованием возбудить уголовное дело.
Если в возбуждении дела полиция отказала, можно это оспорить в прокуратуре или суде. Кибермошенники Приемы: Создают подменные сайты, замаскированные под официальные ресурсы компаний страховая, банк, госучреждение. С помощью них собирают все доступные данные, включая реквизиты карт и счетов фишинг. Распространяют вирусное ПО, которое позволяет автоматически переадресовывать вас на поддельные сайты, где похищают данные фарминг. Что делать, если у вас списали деньги: Подать заявление в полицию. Если списали деньги без вашего ведома, немедленно обратитесь в банк: заблокируйте счет и постарайтесь оспорить транзакцию.
Направьте обращение в департамент по недобросовестным практикам Банка России. Угрожают расправой вам и вашим близким, если не вернете кредит. Если никаких займов вы не оформляли, то: Выясните, откуда у мошенников ваши паспортные данные. Если вы потеряли паспорт, немедленно сообщите в полицию и возьмите справку об утере паспорта с указанием даты. Закажите справку в Бюро кредитных историй и узнайте, реально ли у вас есть задолженность — это бесплатно 2 раза в год.
В МВД рассказали о 10 основных схемах телефонных мошенников
Отображался телефон мошенника в базе ОСАГО еще спустя 2 недели после инцидента. Мошенники звонят по телефону _ Небритое удостоверение для мошенника из ВТБ _ +18. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события.
5 новых схем телефонных мошенников: как защититься
А схема развода заключается, собственно, в очень простом подходе - мошенники пытаются путем длительного разговора войти в доверие жертвы, заговорив ее в в течение по-настоящему длительного времени и поначалу даже не упоминая даже ни о каких возможных потерях, переводах, человек думает, что все хорошо, что все сработали вовремя - и сотрудники банка, и правоохранительные органы, проблемы не произошло, все работают четко, но просто хотят получить больше информации, чтобы найти злостного преступника. И уже только потом, после долгого разговора, если понимают, что жертва их слушает и во всем им доверяют, начинают вкидывать предложение перестраховаться и перевести деньги на другой счет, чтобы уберечь себя от подобных рисков. И ведь работает с кем-то. Даже вот на Пикабу есть случай.
Чуть более подробно расписанный сценарий такого развода описан тут вне Пикабу. Такие вот дела. Сама схема развода-то, конечно, не сильно новая - вышеупомянутый случай на Пикабу датируется прошлым годом, но стоит отметить, что мошенники заметно пытаются эволюционировать и подходить к вопросу с более тщательной подготовкой и терпением.
Будьте бдительны, перепроверяйте информацию, а с сотрудниками всегда лучше разговаривать при личной встрече, чем вот по таким подозрительным звонкам. Это хороший маркер в данном случае, реальный дознаватель по реальному делу вряд ли вам откажет в личной встрече.
В случае сомнений обратитесь в отделение банка, контакт-центр или чат с банком.
Маркетплейсы — территория осторожности Популярность маркетплейсов кратно выросла во время пандемии и не сдает позиции и сегодня: большой выбор, доставка в любую точку страны и другие преимущества вовлекают в покупки все больше людей и привлекают все больше мошенников. Сценарии мошеннических действий могут быть разными. Например, вам на почту может прийти информация о распродаже на одном из маркетплейсов с очень приятными ценами.
Но ссылка будет вести на фишинговый сайт. Внешне все так же, как на привычной площадке, даже оформление денежного перевода может совпадать. Вот только деньги уйдут мошенникам, а товара вы не получите.
Не прельщайтесь низкими ценами и тщательно проверьте адрес сайта. Разница даже в одну букву должна вызвать подозрения. Жертвы мошенников делятся опытом в соцсетях.
Нередко преступники пытаются переманить покупателей дорогих товаров на другие маркетплейсы, отправляя ссылки на фишинговые сайты Еще одна схема касается маркетплейсов, где есть буферный счет, на котором хранятся деньги до завершения покупки. Мошенники регистрируются там в качестве продавцов, которые торгуют дорогостоящей техникой или другими товарами с высокой стоимостью. Затем звонят покупателю, который выбрал на маркетплейсе товар по цене ниже рыночной и зарезервировал необходимую сумму на счете, привязанном к сайту.
Аферисты под видом сотрудника магазина просят уточнить и подтвердить данные для доставки, повторно их проговорив, а после произнести цифры из смс или уведомления, которое сразу же придет на телефон. Это нужно, чтобы сбросить пароль от аккаунта на маркетплейсе. Получив доступ к аккаунту, мошенники прикрепляют к нему свою банковскую карту, после чего отменяют заказ, а деньги за товар возвращаются уже на счет мошенников.
Объявления не то, чем кажутся Еще одна излюбленная мошенниками площадка — «Авито». Несмотря на то, что сам интернет-сервис вполне безопасен, мошенники постоянно придумывают способы, как убедить жертву выйти за ее пределы. От злоумышленников страдают и продавцы, и покупатели.
Если раньше самым популярным сценарием была оплата вперед, то с появлением сервиса «Авито Доставка» с возможностью «заморозить» средства до получения товара покупателем мошенники стали изобретательнее. Расчет такой: покупатель должен жить в крупном городе и оформить доставку.
Кредитный брокер, оформление сначала статуса самозанятого, а потом и займа по доверенности от кредитора.
Одно исключение: мужчина не вносил полученные деньги на счета аферистов, но в ловушку всё равно попал. Как говорит куратор «Мошеловки», оформляя в залог квартиру, мошенники выдают огромный заем в несколько миллионов, хотя он и существенно ниже стоимости квартиры, и устанавливают большие проценты и жесткие условия оплаты долга, которые жертва не может выполнить. Например, в случае пенсионерки 11 месяцев она должна была выплачивать по 140 тысяч рублей, а в последний месяц — 4 миллиона 140 тысяч.
Таким образом злоумышленники быстро получают право обратить взыскание на недвижимость. По мнению куратора «Мошеловки», в этой истории ключевым является оформление статуса самозанятости. Этот факт сразу устранил из правоотношений сторон закон о потребкредите, поскольку заем перестал быть потребительским, а выдан якобы на предпринимательские цели.
С одной стороны, человек утратил защиту, которую обеспечивает действие закона о потребкредите. С другой, тот, кто предоставил заем, не может быть признан нелегальным кредитором, поскольку это понятие применяется только в отношении заимствований физлицам. Адвокат КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин в беседе с «Известиями» отметил: мошенники рассчитывают, что не будут действовать гарантии по закону о потребкредите, в том числе и лимит на проценты, и уголовная ответственность за незаконное предоставление средств.
После невыполнения условий договора недвижимость мошенники забирают себе. На особенность использования статуса самозанятого обращает внимание и управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин. Легкость его оформления это благо для людей, которые намереваются открыть свое дело.
Но она же может стать и лазейкой для мошенников. Эксперт напомнил, что отношения в бизнесе построены на договорах между сторонами. Предполагается, что обе равны, обе должны полностью осознавать свои действия и понимать, что за документы подписывают.
Поэтому опротестовать в суде соглашение об ипотечном кредите, полученном самозанятым для развития собственного бизнеса, очень сложно. Впрочем, как указал Марат Сафиулин, когда речь идет об обмане, дезинформации, то договор может быть оспорен в суде и признан недействительным.
Или просят продиктовать код из смс, который дает доступ к мобильному банкингу и, соответственно, всем средствам на карточке. Что делать: как и в предыдущем пункте, не продолжать разговор. Сотрудники Социального фонда почти никогда сами не звонят, тем более не угрожают и не манипулируют.
Факт дня Самая мелкая русская монета выпущена в 1700 году. Спустя год выпуск был прекращен из-за невыгодности. Другой факт Выигрыш в лотерею Злоумышленник представляется радиоведущим и поздравляет с крупным выигрышем — это может быть смартфон, ноутбук или даже автомобиль. Затем жертву переключают на другого человека, который «разводит» на деньги. Чтобы получить несуществующий приз, нужно кликнуть по ссылке из смс, ввести ФИО и адрес, куда доставить посылку.
Кто не обрадуется такому внезапному подарку?
2 способа обмана: что придумали телефонные мошенники в 2023-м?
Телефонные мошенники придумали новый способ обмана россиян – они начали использовать схему "пристрелочных" звонков. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. В этой схеме мошенники воздействуют на жертву через семью, поскольку понимают, что это главная ценность для человека, которая дороже денег и любых других благ. При этом злоумышленники постоянно совершенствуют уже имеющиеся и активно используемые схемы мошенничества по телефону, придумывая все более трудные для распознания способы обмана. На основе данных, присланных пользователями, формируются описания схем мошенничества и разрабатываются алгоритмы самопомощи.
5 новых схем телефонных мошенников: как защититься
Они могут обманывать людей, как находясь в России, так и за рубежом, зачастую - в странах СНГ. Под это заточены не только группы, работающие через фальшивые сайты, но и сотрудники мошеннических колл-центров. Аферисты активно используют в том числе и новые технологии. Эта схема становится возможной, когда злоумышленники украли у человека образцы его голоса, сгенерировали с их помощью нужные фразы, а потом начинают просить от имени жертвы деньги, связываясь с людьми из его телефонной книжки тоже украденной, конечно. Причем кому-то могут поступать звонки с неустановленных или незнакомых номеров , кому-то - приходить сообщения в мессенджерах или соцсетях.
Зачастую мошенники взламывают и воруют аккаунты реальных людей. Поэтому практически единственный способ оперативно проверить, действительно ли у вас просит денег родной человек или знакомый - позвонить ему напрямую. Не через номер, с которого он «звонил», а на тот, что записан у вас. У киберпреступников в своей сфере большой опыт, они работают по проверенным временем инструкциям и умеют найти подход к каждой жертве.
С пожилыми людьми связываются «из поликлиники». Каким-то образом мошенникам становится известно, что несколько дней назад «клиент» сдавал анализы. Ему сообщают, что необходимо срочное лечение, но в государственной поликлинике получить его прямо сейчас нельзя - очередь, но есть вариант пройти все процедуры с большим скидками в частной клинике.
Банки, мобильные операторы и другие компании просто не будут и не имеют права обращаться с такими звонками к людям», — напомнил Чугунов. Он рекомендовал россиянам в случае такого инцидента сразу обращаться в банк или в организацию, от имени которой был звонок. Ранее, 15 декабря, Федеральная служба по финансовому мониторингу сообщила, что злоумышленники начали звонить россиянам , представляться сотрудниками Росфинмониторинга. В таких случаях аферисты рассказывают о каких-либо манипуляциях с деньгами или счетами, чтобы заполучить конфиденциальные данные.
Они могут обманывать людей, как находясь в России, так и за рубежом, зачастую - в странах СНГ. Под это заточены не только группы, работающие через фальшивые сайты, но и сотрудники мошеннических колл-центров. Аферисты активно используют в том числе и новые технологии. Эта схема становится возможной, когда злоумышленники украли у человека образцы его голоса, сгенерировали с их помощью нужные фразы, а потом начинают просить от имени жертвы деньги, связываясь с людьми из его телефонной книжки тоже украденной, конечно. Причем кому-то могут поступать звонки с неустановленных или незнакомых номеров , кому-то - приходить сообщения в мессенджерах или соцсетях. Зачастую мошенники взламывают и воруют аккаунты реальных людей. Поэтому практически единственный способ оперативно проверить, действительно ли у вас просит денег родной человек или знакомый - позвонить ему напрямую. Не через номер, с которого он «звонил», а на тот, что записан у вас. У киберпреступников в своей сфере большой опыт, они работают по проверенным временем инструкциям и умеют найти подход к каждой жертве. С пожилыми людьми связываются «из поликлиники». Каким-то образом мошенникам становится известно, что несколько дней назад «клиент» сдавал анализы. Ему сообщают, что необходимо срочное лечение, но в государственной поликлинике получить его прямо сейчас нельзя - очередь, но есть вариант пройти все процедуры с большим скидками в частной клинике.
То есть это не гипноз и не НЛП, это мошенничество, основанное на абсолютно естественных реакциях психически здорового человека, поэтому схемы так часто срабатывают. Как защитить себя от обмана. Никогда ни при каких обстоятельствах не расставаться с деньгами в душевно беспокойном состоянии. Как бы это ни казалось необходимо и срочно. Сюда же можно отнести спонтанные покупки. Если вы находитесь с кем-то в коммуникации и вам предлагают пусть даже под совсем логичным и благовидным предлогом срочно прямо сейчас расстаться с деньгами, нужно первым делом прервать эту коммуникацию. Нужно выйти, подумать, посоветоваться с кем-то. Если это не афера, вы всегда сможете вернуться и купить то, что задумали. А если нет, то деньги останутся при вас и найдете другой вариант. Второй момент — все, что говорится по телефону, ничего не значит. Если вы человека вживую не видите, то это просто голос в трубке. Это не банк и не полиция. Что делать, если обманули близкого, а он винит себя. Нужно в первую очередь отнестись к этому как к несчастному случаю, объяснить, что это могло произойти со всеми. Дело в том, что в разные моменты жизни каждый человек может быть уязвим и чувствителен к подобным воздействиям. Если у вас день не сложился, вы чем-то расстроены, то мошеннику будет гораздо проще выбить вас из колеи. Когда речь идет о серьезных больших деньгах, мошенники могут следить за жертвой и выбирать подходящий момент. К сожалению, люди сейчас сами о себе сообщают подробную информацию в соцсетях — вплоть до того, как проходит день. Это уже адресные персональные мошенничества, человека пытаются эмоционально взволновать разными способами, а потом в этом состоянии он уже не способен защищаться. Хотя чаще всего это просто веерный прозвон всех подряд. Аферисты совершают тысячи звонков, пока не попадут на такого вот эмоционально разобранного человека, у которого день и без того не задался. Это не какое-то особое поведение или черта характера, а свойства психики всех людей. Почему 10 человек прошли мимо скользкой лужи, а ты поскользнулся и упал, почему правила не нарушал и попал в аварию? Просто несчастный случай, набор нелепых случайностей, бытовая травма, которая произошла просто так. Нет ответа на вопрос «Почему я? Нужно просто принять случившееся как факт, сделать выводы и жить дальше. Как разговаривать с телефонным мошенником? Юлия Меньщикова, замначальника отдела организации расследования дистанционных хищений управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России: Разговор должен быть коротким. При появлении просьб у незнакомца следует насторожиться. Как только у вас возникли сомнения, прекращайте диалог. Ни в коем случае не выполняйте инструкции незнакомца, особенно когда они касаются ваших наличных, банковских счетов или карт. Не переводите деньги на якобы безопасные или какие-либо другие счета — вы их потеряете. Ни банки, ни правоохранительные органы не общаются посредством мессенджеров, не просят: — продиктовать либо сообщить роботу цифры из СМС, трехзначный код безопасности на обратной стороне карты CVV2, CVC2 , информацию о ее сроке действия, остатке денежных средств; — перевести деньги на якобы безопасный счет или по телефону; — снять наличные в банкомате; — установить приложение для удаленной техподдержки или управления данными; — помочь в расследовании мошенничества, используя ваши счета или наличные денежные средства. Вас должны насторожить извещения о выигрыше в лотерею, в которой вы не участвовали. Не переходите по сомнительным ссылкам в сообщениях, а при смене номера мобильного телефона отключайте «Мобильный банк» и устанавливайте лимит на списание денежных средств. Получив СМС-сообщение с незнакомого номера о том, что на ваш счет поступил платеж или списали деньги, немедленно проверьте баланс. Позвоните на горячую линию кредитно-финансовой организации и уточните интересующую информацию.