Новости посол ссср в германии в 1941

В июле 1941 года на границе СССР и Турции состоялся обмен сотрудниками посольств (включая послов Владимира Деканозова и Вернера фон Шуленбурга) по принципу "все на всех" (около 1000 советских граждан в обмен на 140 граждан Германии).

Дипломаты в годы войны

Владимир Георгиевич Деканозов – тогдашний посол СССР в Германии был расстрелян хрущевцами в декабре 1953 года. одно из ярких подтверждений того, что целая пропасть разделяет патриотизм от преданности режиму. Хроника объявления войны Германии Советскому Союзу 22 июня 1941 года. одно из ярких подтверждений того, что целая пропасть разделяет патриотизм от преданности режиму. Гистограмма просмотров видео «Встреча Риббентропа И Посла Ссср В Германии Деканозова. Тщетные попытки Вскоре после нападения Германии на СССР в июле 1941 года через немецкого посла Вернера фон дер Шуленбурга Сталин обратился к Гитлеру с предложением о заключении мира.

Посол ссср в германии 1941

Советское правительство считает, что Италия должна выслать своего посла в Москву, а спустя 1–2 дня по получении извещения о его выезде советский посол выедет в Рим. Накануне вторжения нацистской Германии в Советский Союз сообщил советскому командованию о готовящейся немецкой агрессии. Советское правительство считает, что Италия должна выслать своего посла в Москву, а спустя 1–2 дня по получении извещения о его выезде советский посол выедет в Рим. Посол СССР в Великобритании Майский И.М., генерал-лейтенант Голиков Ф.И. и контр-адмирал Харламов Н.М. Лондон, 1941 г.

Как советские дипломаты хотели заключить мир с Германией еще в 1941 году

Рузвельт хотел предупредить Сталина о планируемом нападении Гитлера на Советский Союз. Германский посол на самом деле педантично вручил ноту об объявлении войны до перехода немецких войск через границу СССР, и даже за несколько минут до первых воздушных налётов. Посол СССР в Великобритании Майский И.М., генерал-лейтенант Голиков Ф.И. и контр-адмирал Харламов Н.М. Лондон, 1941 г. делах Германии в СССР. После окончания войны проживал в Берлине. Источник: Органы государственно безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Владимир Георгиевич Деканозов – тогдашний посол СССР в Германии был расстрелян хрущевцами в декабре 1953 года.

Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел

Да и безо всяких приложений в самой ноте перечислялись советские выпады против Германии и её союзников, упоминались имена советских агентов, ведущих деятельность против Германии, и — самое главное — говорилось о том, что Советский Союз нарушил протокол, прилагающийся к договору о ненападении, и оккупировал не только те страны, которые должен был оккупировать, но и те, которые он обещал отдать Германии. Конечно, о таком объявлении войны сообщать своим гражданам не очень хочется. Противника надо демонизировать, превращать в сознании людей в зверя и нечисть. А для этих целей куда больше подходит фраза "напали вероломно, без объявления войны", чем "напали, предупредив, да ещё и выкатив список претензий, одна из которых — что мы захватили чуть больше стран, нежели договаривались изначально". Мифы войны. А 17 сентября 1939 года в войну с Польшей на стороне Германии вступила Красная армия. За неделю советские войска продвинулись вглубь соседней страны на 300 километров.

Что ему докладывали по этому поводу органы государственной безопасности? Ответы на эти вопросы интересуют исследователей на протяжении нескольких десятилетий. За последние годы появилось большое количество публикаций по этой теме, издано большое количество документов, существуют разнообразные подходы в их оценке. C учетом того, что недавно были рассекречены новые материалы по этой проблеме, попытаемся еще раз проанализировать документы, доложенные Сталину накануне войны. Пограничные укрепления Вначале упомянем о том, что Сталина дважды информировали о строительстве мощных укреплений на восточных границах Германии. Во-первых, нарком внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия еще 1 августа 1940 года сообщил о полученных агентурных данных, согласно которым немцы вели на границе с СССР строительство полевых и долговременных укреплений.

Было установлено, что в районе местечка Каркле, в 12 километрах к северу от Мемеля Клайпеды , располагалась береговая артиллерия. СССР и Великобритания: афганский формат переговоров и консультаций 1941 года Между тем в отношении советских дипломатов нацисты скрупулезно соблюдали принятые мировые нормы. Он работал переводчиком в советском диппредставительстве, а в дальнейшем переводил Сталину на нескольких конференциях с союзниками. В посольстве нас ждали с нетерпением. В 6 часов утра по московскому времени мы включили приемник, ожидая, что скажет Москва.

В ноябре 1940 года фон Риббентроп способствовал организации поездки советского министра иностранных дел Вячеслава Молотова в Берлин. После войны он заявлял конечно, искренность его слов проверить сегодня невозможно , что стремился противостоять планам Гитлера напасть на СССР и говорил ему, что «ожидать нападения со стороны Сталина нельзя». План сорвался, потому что Сталин, как думал фюрер, не мог выехать из России, а Гитлер - из Германии. Поэтому я написал Сталину подробное письмо, в котором обрисовал общее положение... У нацистов был реальный шанс установить контроль над нефтяными месторождениями в Месопотамии, вытеснив оттуда британцев. В апреле 1941 года Германия оккупировала Югославию и Грецию, в Северной Африке корпус генерала Эрвина Роммеля продвигался по ливийской пустыне к восточным границам Египта. Его король Фарук I был готов договориться с немцами, а арабы в Палестине готовили антибританское восстание. В Багдаде к власти пришли пронемецкие круги, обратившиеся в Берлин за военной помощью. Сталин, не исключено, рассчитывал, что немцы заинтересуются возможностью поставить под свой контроль весь Ближний Восток, обретя столь нужную им нефть. В германских архивах сохранились документы, из которых следует, что в апреле - начале мая 1941 года в Анкаре шли советско-германские консультации по Ближнему Востоку, которые вели посол СССР в Турции Сергей Виноградов и германский посол в Турции Франц фон Папен. Советская сторона, судя по документам, изъявляла готовность учитывать германские интересы в ближневосточном регионе... Согласно воспоминаниям В. Деканозову В. Частым гостем советского посольства в те месяцы был руководитель канцелярии рейхсканцлера Гитлера Отто Майснер, уверявший в частых беседах с послом Деканозовым, что фюрер вот-вот закончит разработку предложений для переговоров и передаст их правительству СССР. Посол информировал об этом Москву. В свете этого становится понятным слова Молотова про «большую игру», в которой Сталин намеревался переиграть Гитлера, как он это действительно сумел сделать в 1939—1940 годах, стравив «империалистических разбойников», но в 41-м вождь не учёл, что «разбойники» тоже учатся на своих ошибках. К реализации комплекса мер по дезинформации были привлечены все немецкие спецслужбы и министерство иностранных дел, в этих целях задействовали также «бюро Риббентропа» Dienststelle Ribbentrop - созданный ещё в 1933 году внешнеполитический отдел нацистской партии. Гитлер, несмотря на занятость, сам вникал в повседневный ход «игры со Сталиным». Он, в частности, занимался выявлением работников легальных резидентур разведки в советских загранучреждениях в Германии, чтобы подставлять им «источники информации». Бытует мнение, что именно он обратил внимание на Амаяка Кобулова, советника полпредства СССР, а в реальности резидента советской внешней разведки.

Однако на этом посту он проработал лишь два месяца. После ареста Берии 30 июня 1953 года Деканозова сняли с должности и также арестовали. Он был расстрелян по приговору суда в декабре 1953.

Мы с тов. Тимошенко просили разрешения дать войскам приказ о соответствующих ответных действиях. Сталин, тяжело дыша в телефонную трубку, в течение нескольких минут ничего не мог сказать, а на повторные вопросы ответил: «Это провокация немецких военных. Огня не открывать, чтобы не развязать более широких действий…» Свою мысль о провокации немцев Сталин вновь подтвердил, когда он прибыл в ЦК. Сообщение о том, что немецкие войска на ряде участков уже ворвались на нашу территорию, не убедило его в том, что противник начал настоящую и заранее подготовленную войну. А по окончании трансляции, в 12:25 вернулся в кабинет «вождя».

Сталин собирался отдать Гитлеру Прибалтику и Западную Украину

К концу 1944 г. Обе страны намеревались значительно расширить свои связи уже в послевоенный период, и, видимо, не случайно Сталин дважды в годы войны принимал в Кремле посла Мексики из СССР Кинтанилью. Отношения Уманского с мексиканским руководством носили такой же дружественный характер. Впрочем, не забывали его и в США. Об этом говорит хотя бы такой малоизвестный эпизод: в сентябре 1944 г. Через него Рузвельт счел нужным проинформировать Уманского, с тем чтобы тот довел до сведения Сталина детали встречи в Квебеке Рузвельта с Черчиллем. Запись этой конфиденциальной беседы в тот же день ушла в Москву. Все, казалось бы, шло хорошо, Уманский видел скорую победу, мечтал и хотел поехать в Москву. Но в ночь с 25 на 26 января 1945 г. Погибли все пассажиры, в том числе Уманский и его жена.

Словно какой-то рок висел над ними после гибели дочери. Причины этой катастрофы до сих пор не выяснены. Гибель Уманского явилась тяжелой потерей для обеих стран. Проститься с ним в здание посольства СССР пришли десятки тысяч мексиканцев во главе с президентом Камачо.

Они основаны на том факте, что до сих пор со стороны Германии еще не было реакции на сообщение ТАСС от 13 июня; что оно даже не было опубликовано в Германии.

Советское правительство не в состоянии понять причин недовольства Германии. Если причиной недовольства послужил югославский вопрос, то он - Молотов - уверен, что своими предыдущими заявлениями он уже прояснил его, к тому же он не слишком актуален. Он [Молотов] был бы признателен, если бы я смог объяснить ему, что привело к настоящему положению дел в германо-советских отношениях. Я ответил, что не могу дать ответа на этот вопрос, поскольку я не располагаю относящейся к делу информацией; я, однако, передам его сообщение в Берлин. Имперский министр иностранных дел начал беседу с замечания, что враждебное отношение советского правительства к Германии и серьезная угроза, которую Германия видит в концентрации русских [войск] на восточной границе Германии, заставили рейх принять военные контрмеры.

Деканозов найдет подробное изложение мотивов, объясняющих германскую позицию, в меморандуме, который имперский министр иностранных дел ему вручает. Имперский министр иностранных дел добавил, что он очень сожалеет о таком развитии германо-советских отношении, поскольку он, в частности, очень старался способствовать установлению лучших отношений между двумя странами. К несчастью, однако, обнаружилось, что идеологические противоречия между двумя странами стали сильнее здравого смысла, почему он, имперский министр иностранных дел, и оставил свои надежды. Ему более нечего добавить к своим замечаниям, сказал в заключение имперский министр иностранных дел. Деканозов ответил, что просил о встрече с имперским министром иностранных дел, так как хотел от имени советского правительства задать несколько вопросов, которые, по его мнению, нуждаются в выяснении.

Имперский министр иностранных дел на это ответил, что ему нечего более добавить к тому, что он уже заявил. Он надеялся, что оба государства найдут способ поддерживать друг с другом благоразумные отношения. Он разочаровался в этой своей надежде по причинам, которые подробно изложены в только что врученном меморандуме.

Между 2:30 и 3:00 утра Фридрих-Вернер Эрдманн Маттиас Иоганн Бернгард Эрих, граф фон дер Шуленбург зачитал и вручил министру иностранных дел Молотову меморандум об объявлении Германией войны Советскому Союзу, о чём тот немедленно доложил Джугашвили. Молотов: — Германское правительство объявило нам войну. Сталин молча опустился на стул и глубоко задумался, наступила длительная тягостная пауза…», — пишет Г. Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» изд. Произошло это, очевидно, ещё до начала военных действий. Но «вождь», накануне пославший советскому посольству в Берлине телеграмму, предписывающую послу Деканозову безотлагательно встретиться с Риббентропом, сообщив ему о готовности вступить в переговоры с высшим руководством рейха на предмет уступок транзита немецких войск через нашу территорию в Афганистан и Иран, а также передачи части земель бывшей Польши , подавленный объявлением войны, после совещания отправился отдыхать.

Относительно эвакуации последних немецкие власти гарантий не давали, т. Советские посольские работники после объявления войны начали уничтожать архивы, и составлять списки своих граждан, оставшихся на вражеской территории. Но в посольство пришли гестаповцы и арестовали четырех работников, ликвидировавших документы. Других посольских сотрудников, которые не успели покинуть свое жилье сразу арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря, также захватывались советские корабли в немецких портах. Процесс эвакуации был невероятно тяжелым для людей, их не кормили, издевались, отказывали в медицинской помощи, и только, благодаря непосредственному вмешательству Кремля, удалось немного смягчить условия.

Документ 4 (СССР-Швеция, июнь 1941 г.)

одно из ярких подтверждений того, что целая пропасть разделяет патриотизм от преданности режиму. сотрудниками посольств и представительств. Впервые дипломаты не станут возлагать венки к советским мемориалам в Берлине, вместо этого посол Украины в Германии Алексей Макеев возложит цветы к центральному немецкому мемориалу памяти жертв войн и тирании. «Словацкий посол и военный атташе считают войну между Германией и СССР неизбежной. В начале июля 1941 года, когда немцы уже взяли Минск, в Кремль был вызван болгарский посол в СССР Иван Стаменов. Период ситуативного сближения СССР и Германии, начавшийся с подписания 23 августа 1939 года советско-германского договора о ненападении, продолжался несколько месяцев.

Послы ссср в германии

Указом Президента РФ от 21 сентября 2003 г. Родился 28 сентября 1936 в Ржеве Калининской области. В 1990-1991 заместитель, первый заместитель министра иностранных дел СССР. В 1992 вице-президент Внешнеполитической ассоциации. Депутат Госдумы РФ 4-го созыва с декабря 2003 г. Заслуженный работник дипломатической службы РФ; владеет норвежским, немецким, английским, французским и испанским языками. Краснослободское, ныне Иноковка Кирсановского р-на Тамбовской обл. В 1937—1939 годах работал преподавателем, затем помощником директора по научной части педагогического института в Ростове-на-Дону.

С 1939 на дипломатической работе: 1939—1940 годы — советник полпредства в Литве; 1940—1941-й — советник полпредства в Германии; 1941—1942-й — заведующий III Европейским отделом НКИД; 1942—1945-й — советник советской миссии в Швеции. В 1945-53 политический советник при Главноначальствующем Советской военной администрации в Германии, в последующем - при председатель Советской контрольной комиссии в Германии. С марта 1955 по 1978 он 23 года был заместителем министра иностранных дел СССР. Участник многих международных конференций и совещаний. Родился 3 апреля 1926 года в г. Выдающийся советский дипломат и государственный деятель, профессор. В 1943-45 зав.

В 1945—1947 являлся послом Советского Союза в Чехословакии. В 1947—1955 и 1956-1965 заместитель министра иностранных дел СССР. В 1965—1971 служил послом во Франции. Умер в Москве 14. Родился в Баку июнь 1898. С 1921 занимал руководящие должности в Азербайджанской. Грузинской и Закавказской ЧК.

С 1928 нач. В 1936 нарком пищевой промышленности СНК Грузии, в 1937 пред. Госплана и зам.

Решили, что это немецкая провокация. Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург [в центре]. Russia Beyond «Мы с Шуленбургом, — вспоминал Хильгер, — пытались показать русским, насколько серьёзна ситуация. Убеждали, что советское правительство должно установить контакты с Берлином — до того, как Гитлер решит нанести удар. Наши попытки потерпели полный провал.

С самого начала мы заявили Деканозову, что действуем на свою ответственность и без ведома своего начальства. Тем не менее он продолжал выспрашивать у нас с сумасшедшим упорством, говорим ли мы по поручению германского правительства. В противном случае он не сможет передать наши слова своему руководству. Деканозов не мог себе представить, что мы сознательно подвергаем себя величайшей опасности ради последней попытки спасти мир. Он, должно быть, считал, что мы действуем от имени Гитлера и пытаемся заставить Кремль пойти на такой шаг, который нанесёт ущерб его престижу и интересам». Тогда Шуленбург в качестве последней попытки предложил Деканозову организовать между Гитлером и Сталиным обмен письмами, чтобы решить накопившиеся проблемы. Это могло бы как минимум отсрочить начало войны. Для противодействия этим слухам Сталин предлагает издать совместное германо-советское коммюнике… Шуленбург добавил, что надо действовать быстро.

Если Сталин обратится к Гитлеру с письмом, то Гитлер пошлёт для курьера специальный самолёт, и дело пройдёт очень быстро». Деканозов доложил Сталину. Тому идея понравилась. Они ничего не поняли Последняя встреча послов состоялась 12 мая. Во время завтрака с Шуленбургом Деканозов, исполняя продиктованные ему инструкции, сообщил: «Я говорил со Сталиным и Молотовым и рассказал им о предложении, сделанном вами об обмене письмами в связи с необходимостью ликвидировать слухи об ухудшении отношений между Советским Союзом и Германией. И Сталин, и Молотов в принципе не возражают против такого обмена письмами».

Учитывая, что началу ВОВ предшествовал активный политический, экономический и культурный обмен между СССР и нацистской Германией, на территории последней на момент начала войны находилось достаточно много дипломатов и предпринимателей. Германия же заблаговременно вернула большинство своих высокопоставленных граждан — на момент начала войны их насчитывалось не больше ста пятидесяти человек. Немецкий посол Шуленбург предложил организовать их эвакуацию через турецкую и маньчжурскую границу, и пообещал, что отношение к гражданам СССР, оказавшимся на немецкой территории, будет лояльным. На момент начала войны советских сотрудников посольства в Германии насчитывалось 325 человек вместе с семьями и еще около 700 человек командированных.

Относительно эвакуации последних немецкие власти гарантий не давали, т.

Правительство Германии объявило войну Советскому Союзу и на десятках приме- ров свои действия объяснило, как единственно возможные в сложившейся ситуа- ции. Почему же никто на это не реагирует? Чем вообще занимаются Министерство обороны, Генеральный штаб, Министерство иностранных дел, Академия наук, Академия военных наук, Институт военной истории и прочие структуры со столь громкими именами? Почему молчали наши гениальные полководцы? Почему Жуков в своих мемуарах на много страниц расписывал переговоры делегаций СССР, Великобритании и Франции, к которым он лично никакого отношения не имел, но ни слова не ска- зал о том, что германское правительство, совершив нападение, чем-то свои дей- ствия обосновывало? Ведь к началу войны Жуков был начальником Генерального штаба и ему - кому же еще?

И современные российские генералы притихли. Вас, граждане генералы, ваших отцов и дедов обвинили в преступлении, а вы молчите. Удивляет и другое: если война великая, справедливая, освободительная, то за-чем хитрить? Зачем искажать правду, скрывать и прятать документы? И почему великая война окутана, опутана, оплетена ложью? Почему наши правители из- вращали и продолжают извращать историю войны с первого ее мгновенья, прямо с 4. Почему наши правители, описывая начало войны, заврались так, что превзошли самого Геббельса?

На все эти вопросы может быть только один ответ: на обвинения германского правительства, изложенные в меморандуме, товарищу Сталину и другим кремлев- ским товарищам возразить было нечего ни ранним утром 22 июня, ни 10 лет спу- стя, ни 20, ни полвека. Было бы, что сказать в ответ, давно сказали бы. Но крыть было нечем. Потому вместо возражений товарищ Сталин заявил, что Советский Союз ни в чем не виноват, обвинений ему никто не предъявлял, ника- кого меморандума он от германского правительства не получал. Тут же была вве- дена в оборот ходовая формула «вероломно без объявления». И десятилетиями повторялось: без объявления, без объявления, без объявления... И встал бы вопрос о том, правда содержится в меморандуме или клевета.

Совет- скому правительству отвечать на такие вопросы очень не хотелось. Вместо этого советские обвинители пошли на обман суда, заявив, что Германия напала без объявления. Деканозов найдет подробное изло- жение мотивов, объясняющих германскую позицию, в меморандуме, который им- перский министр иностранных дел ему вручает. Имперский министр иностранных дел добавил, что он очень сожалеет о таком развитии германо-советских отноше- ний, поскольку он, в частности, очень старался способствовать установлению лучших отношений между двумя странами. К несчастью, однако, обнаружилось, что идеологические противоречия между двумя странами стали сильнее здравого смысла, почему он, имперский министр иностранных дел, и оставил свои надеж- ды. Ему более нечего добавить к своим замечаниям, сказал в заключение импер- ский министр иностранных дел. Деканозов ответил, что просил о встрече с имперским министром иностранных дел, так как хотел от имени советского правительства задать несколько вопросов, которые, по его мнению, нуждаются в выяснении.

Имперский министр иностранных дел на это ответил, что ему нечего более доба- вить к тому, что он уже заявил. Он надеялся, что оба государства найдут способ поддерживать друг с другом благоразумные отношения. Он разочаровался в этой своей надежде по причинам, которые подробно изложены в только что врученном меморандуме. Враждебная политика советского правительства по отношению к Германии, до- стигшая своей наивысшей точки при заключении пакта с Югославией во время германо-югославского конфликта, прослеживалась на протяжении года. В мо- мент, когда Германия вовлечена в борьбу не на жизнь, а на смерть, позиция Со- ветской России, в частности сосредоточение русских вооруженных сил на самой границе, представляет для рейха такую серьезную угрозу, что фюрер решил предпринять военные контрмеры. Политика компромиссов между двумя странами оказалась, таким образом, безуспешной. Это, однако, ни в коей мере не вина им- перского правительства, которое точно соблюдало германо-русский договор.

Это скорее связано с враждебной позицией Советской России по отношению к Герма- нии. Под давлением серьезных угроз политического и военного характера, исхо- дящих от Советской России, Германия, начиная с этого утра, предпринимает со- ответствующие военные контрмеры. Имперский министр иностранных дел сожа- леет, что ничего не может добавить к этим замечаниям, особенно потому, что он сам пришел к заключению, что, несмотря на серьезные усилия, он не преуспел в создании разумных отношений между двумя странами. Деканозов кратко ответил, что со своей стороны он также крайне сожалеет о та- ком развитии событий, основанном на совершенно ошибочной позиции герман- ского правительства; и, принимая во внимание ситуацию, ему нечего более доба- вить, кроме того, что статус русского посольства должен быть теперь согласован с компетентными германскими властями. Вслед за тем он покинул имперского министра иностранных дел. При этом оно руководствовалось тем соображением, что обусловленное взаимопони- мание между Германией и Россией, исключение вероятности войны и достижимое таким образом удовлетворение новых жизненных потребностей обоих издавна считающихся дружественными народов будет лучшей защитой от дальнейшего распространения коммунистических доктрин международного еврейства в Евро- пе. Эта мысль была подкреплена тем, что определенные события в самой России и некоторые меры русского правительства на международной арене, по меньшей мере, позволяли считать возможным отход от этих доктрин и от прежних методов раз- ложения народов.

Реакция Москвы на это предложение немецкого правительства и готовность СССР заключить дружественный пакт с Германией вполне подтвер- ждали вероятность такого поворота. Таким образом, 23 августа 1939 г. Суть этих договоров состояла в следующем: 1 в обоюдном обязательстве государств не нападать друг на друга и состоять в отношениях добрососедства; 2 в разграничении сфер «интересов» путем отказа германского рейха от любого влияния в Финляндии, Латвии, Эстонии, Литве и Бессарабии, в то время как тер- ритория бывшего Польского государства до линии Нарев — Буг — Сан по жела- нию Советской России оставлялась за ней. Действительно, правительство рейха, заключив с Россией пакт о ненападении, существенно изменило свою политику по отношению к СССР, с этого дня заняло дружественную позицию по отношению к Советскому Союзу. Оно строго следова- ло букве и духу подписанных с Советским Союзом договоров. Более того, усми-рило Польшу, а это значит, ценою немецкой крови способствовало достижению Советским Союзом наибольшего внешнеполитического успеха за время его суще- ствования. Это стало возможным лишь благодаря доброжелательной политике Германии по отношению к России и блестящим победамвермахта.

Поэтому правительство рейха по праву полагало, что оно может надеяться на со- ответствующее отношение Советского Союза к рейху, особенно во время перего- воров министра иностранных дел рейха фон Риббентропа в Москве. Советское правительство и в других случаях неоднократно отмечало, что эти договоры яв- ляются основой для длительного уравнивания двусторонних интересов Германии и Советской России и что оба народа, уважая государственный строй каждой сто- роны и не вмешиваясь во внутренние дела партнера, придут к длительным отно- шениям добрососедства. К сожалению, очень скоро выяснилось, что правитель- ство рейха сильно ошиблось в своих предположениях. II И действительно, сразу после заключения германо-русских договоров Коминтерн активизировал свою деятельность во всех областях. Это относится не только к одной Германии, но и дружественным ей или нейтральным государствам и территориям Европы, занятым германскими войска- ми. Чтобы открыто не нарушать договоры, менялись лишь методы, и старатель- ней, утонченней проводилась маскировка. Постоянным разоблачением так назы- ваемой «империалистической войны Германии» в Москве, очевидно, надеялись компенсировать результаты заключения пакта с национал-социалистской Герма- нией.

В результате предпринятых полицией эффективных контрмер Коминтерн вынужден был проводить свою подрывную и разведывательную деятельность против Германии окружными путями через свои центры в соседних с Германией странах. Комиссар ГПУ Крылов постоянно занимался обучени- ем и подготовкой кадров по этому вопросу. Наряду с этим проводилась подрыв- ная деятельность на занятых Германией территориях, особенно в протекторате и в занятой Франции, а также против Норвегии, Голландии, Бельгии и т. Представительства Советской России, особенно генеральное консульство в Праге, оказывали в этом вопросе эффективную помощь. С использованием радиотехни- ческих средств приема и передачи усердно велась разведка, что является не- опровержимым доказательством работы Коминтерна, направленной против рейха.

Как сложились судьбы послов Германии и СССР после начала войны в 1941 году?

Ответ СССР был передан послу Германии в Москве Вернеру фон Шуленбургу 25 ноября. Ошеломленный советский посол, по словам Шмидта, «быстро взял себя в руки и выразил глубокое сожаление» по поводу такого оборота событий, за что он возложил всю вину на Германию. Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и тем самым фашистская Германия является нападающей стороной. Посол СССР в Германии Деканозов передает Риббентропу вербальную ноту советского правительства о нарушениях границ СССР немецкими самолетами. Меморандум (нота правительства Рейха Советскому Союзу от 21 июня 1941 г.) Слова «объявление войны» согласно категорическому указанию Гитлера не прозвучали ни в ноте, переданной советскому послу, ни во время приема у Риббентропа.

Судьба дипломатов СССР после начала Второй Мировой войны

Шуленбург отвечает, что, по его мнению, это начало войны. Молотов заявляет, что никакой концентрации войск Красной Армии на границе с Германией не производилось. Проходили обычные маневры, которые проводятся каждый год, и если бы было заявлено, что почему-либо маневры, по территории их проведения, нежелательны, можно было бы обсудить этот вопрос. От имени Советского правительства должен заявить, что до последней минуты Германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству. Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и тем самым фашистская Германия является нападающей стороной. В четыре часа утра германская армия произвела нападение на СССР без всякого повода и причины. Тем не менее факт нападения налицо. Шуленбург говорит, что он ничего не может добавить к имеющимся у него инструкциям.

Ближайшей задачей поставлено - захват Украины и Баку. К этому сейчас готовятся вооруженные силы Венгрии, Румынии и Болгарии». В целом, деятельность военных атташе при дипломатических представительствах СССР в Берлине, Будапеште, Париже, Риме, Белграде по вскрытию подготовки нацистской Германии к нападению на Советский Союз характеризовалась, в основном, достоверными информационными донесениями, подготовленными ими для Центра на основе сведений, полученных от различных источников.

Среди них были министры, авторитетные журналисты, военные дипломаты США, Великобритании и других стран, руководители крупных военно-промышленных корпораций и сотрудников военных министерств. Советские военные атташе, действовавшие в столицах европейских государств, не имели доступа к секретным военным документам нацистской Германии, тем не менее, в целом, они правильно оценивали нарастание военной угрозы безопасности Советскому Союзу и правильно ориентировали командование Красной Армии о подготовке Германии к нападению на СССР. Воронцов В предвоенные годы успешно решал информационные задачи в Берлине военно-морской атташе капитан 1 ранга Воронцов М. Военно-морской атташе капитан 1 ранга Воронцов М. В мае 1941 г. Среди его донесений были достоверные сведения, а также дезинформация, целенаправленно распространявшаяся в Берлине германским министерством иностранных дел, политической и военной разведкой третьего рейха. Видимо, советский военно-морской атташе был дезинформирован, как и некоторые другие военные дипломаты западных стран. Удар будет направлен по аэродромам, железнодорожным узлам и промышленным центрам, а также по району Баку». В середине июня 1941 г. После окончания Великой Отечественной войны адмирал флота Кузнецов Н.

Воронцов, только что прибывший из Берлина. В тот вечер Михаил Александрович минут 50 рассказывал мне о том, что делается в Германии. Повторил, что нападения надо ждать с часу на час. Судя по этому фрагменту воспоминаний адмирала Кузнецова Н. Таким образом, основными направлениями деятельности советских аппаратов военных, военно-воздушных и военно-морских атташе в предвоенный год являлись: решение информационных задач в военной и военно-политической области; оказание содействия в реализации двусторонних межгосударственных договоров и соглашений в военной и военно-технической сфере; обеспечение визитов советских правительственных и военных делегаций; решение других представительских задач по заданиям Управления специальных заданий Генерального штаба Красной Армии. В январе — июне 1941 г. Стремясь поддерживать с представителями третьего рейха деловые отношения по военной линии, сотрудники советских военно-дипломатических представительств сообщали в Москву, что Германия готовится к нападению на СССР. Участие военной дипломатии в организации международного сотрудничества В первые же часы после начала Великой Отечественной войны советские военно-дипломатические представительства, действовавшие в европейских странах - союзниках нацистской Германии, были подвергнуты силовому воздействию со стороны органов контрразведки и полиции этих государств. В Берлине, Будапеште, Бухаресте, Риме и Хельсинки военно-дипломатические представительства были блокированы, а сотрудники аппаратов советских военных атташе интернированы. Своевременно и оперативно принятые военными атташе меры позволили уничтожить все документы, регламентировавшие деятельность военно-дипломатических представительств, а также всю их секретную переписку с Центром, шифры и коды.

Были созданы новые военные аппараты, которые стали действовать в Аргентине, Канаде и Мексике. Вероломное нападение Германии на Советский Союз внесло серьезные изменения в деятельность советской военной дипломатии. Главными задачами военно-дипломатических представительств были: содействие формированию системы международного сотрудничества в условиях войны; обеспечение работы советских правительственных делегаций на международных конференциях; содействие военному и военно-экономическому сотрудничеству стран антигитлеровской коалиции; добывание сведений о планах ведения войны нацистской Германией против СССР; оценка отношения правительств США и Великобритании к войне Германии против Советского Союза. В соответствии с заданиями начальника Управления специальных заданий Генштаба Красной Армии генерал-майора Н. Славина советские военно-дипломатические представители должны были решать и другие задачи. Главным же оставалось создание союза государств, способных противостоять германскому блоку, оказать нацистской Германии достойное сопротивление и добиться победы в войне. В этот союз могли и должны были войти СССР, США, Великобритания, а также другие государства, которые выступали против гитлеровской Германии и нацистской идеологии ее руководителей. Славин Трудности формирования антифашистского блока государств состояли в том, что до развязывания Германией Второй мировой войны Советский Союз, с одной стороны, США и Великобритания — с другой, представляли собой различные по устройству и идеологии государственно- политические формирования, не имели двусторонних договоров о противодействии агрессии и оказании военной и иной помощи в случае нападения на них. Более того, усилия советской дипломатии в 1938—1939 гг. Эти политические и идеологические расхождения в 1939-м — первой половине 1941 гг.

Для достижения победы над Германией и ее союзниками необходимо было в первую очередь преодолеть противоречия и взаимные опасения и создать нормативно-правовую базу для организации военного, военно-политического, военно-экономического и военно-технического сотрудничества стран, осуждавших агрессивный внешнеполитический курс нацистской Германии, или уже подвергшихся оккупации ее войсками. После нападения Германии на СССР необходимость создания такой системы международного военного сотрудничества стала очевидной как для руководителей Великобритании и США, так и для правительств других государств, обосновавшихся в Лондоне после оккупации германскими войсками территорий их стран, находившихся под управлением ставленников Гитлера. В июле - октябре 1941 г. Аппараты военных, военно-воздушных и военно-морских атташе тоже были подключены к решению этой важной и новой для них задачи. Среди лидеров западных стран первым о поддержке Советского Союза в войне против гитлеровской Германии заявил премьер-министр Великобритании У. Черчилль 22 июня 1941 г. Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». Заявление У. Черчилля было многообещающим, но реализовать его на практике оказалось не простым делом. Сформировать антигитлеровскую коалицию удалось не сразу, процесс ее образования прошел несколько этапов и завершился лишь в первой половине 1942 г.

На протяжении всего этого периода Советский Союз вел целеустремленную борьбу за создание боевого союза народов в войне против фашизма. Советская дипломатия, в том числе и руководители аппаратов военных атташе, проводили в странах пребывания разъяснительную работу, объясняя необходимость объединения усилий демократических сил в борьбе против нацизма. Первые переговоры о возможных перспективах и направлениях военного и экономического сотрудничества начались в конце июня 1941 г. В состав делегации входили генерал-лейтенант М. Макфарлэйн и контр-адмирал Дж. Прибывших в Москву посла С. Харламов, который был включен в группу встречавших по указанию наркома ВМФ адмирала Н. Молотов заявил о необходимости открытия союзниками второго фронта в Европе, о целесообразности обусловить взаимную помощь в войне против Германии соглашением политического характера. В ходе переговоров между В. Молотовым и С.

Молотов в ходе очередной встречи с С. Вопрос о военном сотрудничестве в беседах с С. Криппсом поднимался трижды. В целом, английский посол заявил, что в принципе британское правительство готово сделать все, чтобы помочь советскому правительству в его борьбе против гитлеровской Германии. Вместе с тем он подчеркивал, что английский флот не может взяться за какую-либо операцию, не зная, в чем, собственно, она будет состоять. Во время третьей встречи с В. Молотовым член британской делегации генерал М. В этом случае, по мнению генерала, английское командование выработает соответствующий план собственных военных операций. Члены британской военной миссии генерал-лейтенант М. На этой встрече были обсуждены проблемы безопасности северных морских коммуникаций, а также достигнуты соглашения об обмене военно-технической информацией по электромагнитным минам и достижениям в области радиолокации.

Руководитель английской делегации в ходе бесед с наркомом иностранных дел В. Молотовым заявил, что правительство Великобритании готово сделать все, чтобы оказать СССР военно-техническую и экономическую помощь. Говоря о масштабах и размерах возможной помощи, посол С. Криппс отметил, что не видит причин, которые ограничивали бы ее размеры, как и вообще не может определить предела той помощи, которая необходима для достижения обеими странами общей цели — победы над врагом. В ходе встреч В. Молотова и Н. Кузнецова с британским послом С. Криппсом сформировалась идея обмена между СССР и Великобританией военными миссиями, которым предстояло в перспективе решать все вопросы советско-британского сотрудничества в военной области. В Москве считали, что главная задача военных миссий должна состоять в содействии усилиям правительств двух государств, направленных на их взаимодействие в военной области, и создании предпосылок, которые могли бы способствовать скорейшему открытию второго фронта в Европе. При подписании этого соглашения присутствовали И.

Сталин, заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Б. Шапошников , нарком Военно-Морского Флота адмирал Н. Криппс, которого сопровождали сотрудники посольства и весь состав британской военно-экономической миссии в Москве. В этом соглашении в статье 1 говорилось, что «оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии». В статье 2 договаривающиеся стороны заявляли, что «в продолжение этой войны они не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия». В четвертом квартале 1941 г. В предварительном порядке была достигнута договоренность об обмене сведениями о Германии и ее вооруженных силах. Советско-английское соглашение стало первым политическим документом, положившим начало формированию антигитлеровской коалиции. Подписание этого соглашения в Москве создало необходимую нормативно-правовую базу для последующего развития сотрудничества между СССР и Великобританией в войне против Германии и активизации взаимодействия аппаратов военных атташе. Пребывание посла С.

Криппса в Москве инициировало ответный визит в Лондон советской военной миссии. По решению И. Сталина руководителем этой миссии был назначен заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии - начальник Разведывательного управления ГШ КА генерал-лейтенант Ф. Перед выездом из Москвы генерал-лейтенант Ф. Тимошенко, наркомом внешней торговли А. Микояном и начальником Генерального штаба Красной Армии Б. В преддверии вылета в Лондон генерал-лейтенанта Ф. Голикова пригласил для инструктивной беседы и И. В состав миссии Ф. Голикова входили контр-адмирал Н.

Харламов, полковник Н. Пугачев, полковник В. Драгун, военный инженер 2-го ранга П. Миссия Ф. Голикова прибыла в Лондон 8 июля 1941 г. Руководитель советской военной миссии провел переговоры с министром иностранных дел Великобритании А. Иденом и руководителем военного ведомства Г. Уже после окончания Великой Отечественной войны, вспоминая встречу с Г. Моргенсоном, генерал-лейтенант Ф. Голиков писал: «...

Переговоры Ф. Голикова с начальниками штабов английских вооруженных сил в целом завершились положительно. Обещание У. Черчилля об оказании Советскому Союзу помощи в войне против фашистской Германии начало обретать конкретные формы. Во время визита советской военной делегации в Лондон речь шла о достижении договоренности с английским правительством об организации совместных действий против общего противника. Советская делегация в ходе встреч с руководителями командования британских вооруженных сил пыталась добиться договоренности о последовательном осуществлении с участием ВС Великобритании нескольких операций против германских войск. По поручению командования Красной Армии генерал-лейтенант Ф. Голиков добивался создания общего с англичанами фронта на севере Европы. На этот фронт, по мнению советской стороны, англичане могли бы направить свои военно-морские силы ВМС , авиацию и несколько пехотных дивизий. От имени советского командования Ф.

Голиков также предложил представителям британского военного ведомства осуществить высадку контингента войск на севере Франции. Руководитель советской военной миссии сообщил представителям высшего командования британских вооруженных сил, что в Москве считают особенно важным осуществление этой «французской операции». В ходе встреч с представителями британского командования генерал-лейтенант Ф. Голиков предлагал начать боевые действия английских войск на Балканах, что позволило бы ослабить напряжение на советско-германском фронте. Голиковым, британское правительство уже в конце июля 1941 г. Советская миссия добивалась, чтобы английское правительство передало СССР также 700 истребителей «Томагавк», находившихся в то время в Каире, но представители британского правительства эту просьбу отказались удовлетворить, ссылаясь на недостаток английских боевых самолетов на Ближнем Востоке. О других, ранее обещанных поставках в Советский Союз, генерал-лейтенанту Ф. Голикову в Лондоне договориться не удалось. Лондон, 1941 г. Визит миссии Ф.

Голикова в Лондон новых импульсов в процесс формирования системы военного сотрудничества СССР и Великобритании, в чем было крайне заинтересовано советское правительство, не внес. Предложения о проведении военных операций на севере Европы, во Франции и на Балканах были выслушаны в военном министерстве Великобритании, но остались без ответа. Тем не менее, визит советской военной миссии в Лондон все же позволил расширить взаимопонимание между представителями военных ведомств двух государств, закрепил рабочие контакты, заложил основы для формирования международного сотрудничества, первые контуры которого были определены в ходе визита в Москву британской военно-экономической миссией во главе с британским послом в СССР С. Переговоры генерал-лейтенанта Ф. Голикова в Лондоне с британскими официальными лицами позволили также определить параметры и основные направления советско-британского сотрудничества в военно-экономической области. Поездка генерал-лейтенанта Ф. Голикова и сопровождавших его офицеров в июле 1941 г. Документы свидетельствуют, что английская сторона «нехотя пошла на то, чтобы связать себя военно-политическими обязательствами». Во время нахождения советской военной миссии в Лондоне организацией ее деятельности в британской столице занимались сотрудники аппарата военного атташе при советском посольстве. Содействие генерал-лейтенанту Ф.

Голикову во время его встреч с британскими официальными лицами оказывали военный атташе полковник И. Скляров и его помощник сотрудник аппарата военного атташе майор Б. После убытия генерал-лейтенанта Ф. Голикова из Лондона руководителем советской военной миссии в британской столице был назначен контр-адмирал Харламов Н. В середине июля 1941 г. Сталина генерал-лейтенант Ф. Голиков во главе второй советской военной миссии был направлен в Вашингтон для ведения переговоров с американскими официальными лицами. Перед вылетом Ф. Голикова в Вашингтон он также был принят И. Сталиным, который четко определил задачи, которые должен был решить руководитель советской военной миссии во время переговоров с американскими официальными лицами.

Советский Союз был заинтересован в приобретении в США отдельных образцов оружия, военной техники, военных материалов, продуктов и медикаментов. Голиков также должен был выяснить отношение американского правительства к формированию политического союза в форме антигитлеровской коалиции, способного добиться победы над Германией. В конце июня 1941 г. Рузвельт на пресс-конференции заявил о необходимости оказания помощи Советскому Союзу в войне против гитлеровской Германии. Эти и некоторые другие шаги администрации президента Ф. Рузвельта свидетельствовали, что миссия Ф. Голикова в Вашингтон могла и должна была открыть новую страницу в советско-американских отношениях. Однако переговоры Ф. Голикова с представителями государственного департамента и министерства обороны США проходили сложно. В Вашингтоне руководителя советской военной миссии слушали, но не слышали.

Голиков понял, что американские официальные лица не верили, что Красная Армия сможет сдержать натиск наступавших фашистских армий, переломить обстановку на фронте и добиться победы. Поэтому они и не проявляли своей заинтересованности в оказании какой-либо помощи Советскому Союзу. В ходе визита в Вашингтон руководитель советской военной миссии генерал-лейтенант Ф. Голиков с помощью советского посла К. Уманского добился встречи с Ф. В ходе встречи с американским президентом 31 июля 1941 г. Голиков рассказал Ф. Рузвельту о трудностях, которые возникли во время переговоров с представителями министерства обороны и государственного департамента США. Руководитель советской военной миссии попросил американского президента лично вмешаться в процесс налаживания советско-американского сотрудничества, покончить с волокитой и содействовать формированию реальной антигитлеровской коалиции, способной противопоставить фашистской Германии объединенные возможности демократических государств. В целом, в ходе визита в Вашингтон генерал-лейтенанту Ф.

Голикову удалось добиться позитивных результатов, которые определили контуры будущих договоров о поставках американских военных материалов в СССР. Всестороннюю помощь генерал-лейтенанту Ф. Голикову во время его пребывания в Вашингтоне оказывал военный атташе полковник Сараев И. Сараев Визиты советской военной миссии в Лондон и Вашингтон, в целом, оказали положительное влияние на развитие сотрудничества СССР с США и Великобританией в военной, военно-экономической и военно-политической сферах. Важным шагом в области формирования антигитлеровской коалиции явилось подписание Атлантической хартии, обнародованной 14 августа 1941 г. В этом документе американский президент Ф. Рузвельт и британский премьер-министр У. Майский заявил о поддержке советским правительством принципов хартии. В заявлении советского посла отмечалось, что практическое применение принципов Атлантической хартии должно сообразовываться с обязательствами, нуждами и историческими особенностями той или иной страны и способствовать концентрации всех экономических и военных ресурсов для полного и возможно более скорого освобождения народов европейских стран, оккупированных немецкими войсками. Очередным важным документом, расширявшим рамки сотрудничества СССР и Великобритании в войне против Германии, стал советско-английский договор «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны».

Подписание этого договора 26 мая 1942 г. Голикова в британскую столицу, неоднократных визитов британских высокопоставленных английских дипломатов в Москву и неутомимой деятельности советского посла И. Майского в Лондоне. Важным фактором, оказавшим позитивное влияние на развитие советско-английского сотрудничества в войне против нацистской Германии, явился разгром немецких дивизий в битве под Москвой и первое крупное контрнаступление Красной Армии весной 1942 г. Этот успех продемонстрировал потенциальные возможности Советского Союза противостоять Германии. В первой части советско-британского договора «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны» говорилось об оказании военной и другой помощи в войне «против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе». Советско-британский и советско-американский договоры, подписанные в 1942 г. Этими и другими подобными двусторонними соглашениями и договорами руководствовались в своей деятельности и аппараты советских военных атташе, действовавшие в Вашингтоне, Лондоне и столицах других государств, входивших в состав антигитлеровской коалиции. Этими же международными документами регламентировалась деятельность советских военных миссий, действовавших в Лондоне, при главкоме союзных войск в Италии, при главнокомандующем Национально-освободительной армией Югославии НОАЮ , а также на завершающем этапе Второй мировой войны — при штабе американского генерала Д. Жестокие условия Второй мировой войны заставили союзников по антигитлеровской коалиции использовать в борьбе против агрессора самые разнообразные формы военно-дипломатической деятельности.

Сотрудники аппаратов военных атташе и военных миссий принимали активное участие в организации конференций глав государств и правительств, многосторонних и двусторонних рабочих встреч представителей военных ведомств, заседаний межправительственных рабочих органов по вопросам международного военного сотрудничества. Военные дипломаты, выполняя указания начальника Генерального штаба Красной Армии, организовывали обмен разведывательными сведениями о противнике с союзниками, передавали захваченные образцы военной техники и оружия, содействовали обмену опытом в организации диверсионной борьбы в тылу противника. Масштабной была деятельность советской военной миссии в Лондоне. Руководитель миссии контр-адмирал Н. Харламов лично занимался вопросами создания общего с англичанами фронта на севере Европы, организацией конвойных операций, которые начались летом 1941 г. Харламов Находясь в Лондоне, контр-адмирал Н. Харламов поддерживал контакты с командующими вооруженными силами США и Великобритании. По заданию начальника советского Генерального штаба Харламов решал вопросы, связанные с поставками в СССР вооружения и военных материалов, контролировал их своевременную погрузку на транспорты и отправку в советские северные порты под охраной советских и британских кораблей сопровождения. На одном из британских военных кораблей контр-адмирал Н. Харламов 6 июня 1944 г.

После завершения служебной командировки и возвращения контр-адмирала Н. Харламова в Советский Союз советскую военную миссию в Лондоне возглавил генерал-майор А. В начале июля 1941 г. Васильев Это соглашение знаменовало вступление Чехословакии в антигитлеровскую коалицию и заложило основы военного сотрудничества с Советским Союзом. Советское правительство согласилось оказывать помощь Чехословакии в формировании на территории СССР национальных чехословацких воинских частей под командованием лица, назначенного чехословацким правительством с согласия правительства СССР. В целях немедленной реализации Советско-чехословацкого соглашения 27 сентября 1941 г. Вскоре в Советском Союзе начала формироваться первая чехословацкая воинская часть. На ее содержание и вооружение советское правительство предоставило 22 января 1942 г. Подписанные в Москве соглашения активизировали формирование чехословацких воинских формирований на территории СССР и создали правовую основу для целенаправленного взаимодействия советских и чехословацких военных дипломатов, которые действовали в Лондоне, Вашингтоне и Стокгольме. Советское правительство согласилось на создание на территории СССР «польской армии под командованием, назначенным польским правительством с согласия советского правительства».

Во второй половине 1941-го и в 1942 г. Правительства Советского Союза и Англии взаимодействовали друг с другом по вопросу оказания помощи движения сопротивления во Франции, которым руководила организация «Свободная Франция» во главе с генералом Ш. В Лондоне в начале августа 1941 г. Майского с представителем Французского национального комитета. Они завершились принятием положительного решения, которое соответствовало интересам СССР, Франции и было поддержано британским правительством. Формирование антигитлеровской коалиции позволило консолидировать силы в войне против нацистской Германии, максимально использовать имевшиеся в распоряжении демократических государств ресурсы, своевременно принимать военные решения, адекватные складывавшейся на фронтах обстановке. Были созданы и условия для активного военного сотрудничества, которое выражалось в координации усилий государств, воевавших против Германии и ее союзников, согласовании отдельных военных операций, использовании территории дружественных стран для базирования воздушных и морских сил, обмена разведывательными сведениями. Важным инструментом укрепления сотрудничества между СССР, США и Великобританией была четко организованная переписка председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании, в ходе которой обсуждались не только вопросы двусторонних советско-американских или советско-британских отношений, но и актуальные проблемы ведения союзниками войны против нацистской Германии. Эта переписка осуществлялась на протяжении всей войны. Судя по опубликованным документам, И.

Сталин направил руководителям США и Великобритании и получил от них около 900 документов. В ходе обмена посланиями руководители СССР, США и Великобритании обменивались мнениями по важным вопросам военного и военно-политического характера, обсуждали выполнение договоренностей о поставках в СССР военных грузов, давали характеристики офицерам, которые назначались на должности руководителей военных миссий, высказывали рекомендации по реализации двусторонних договоров и напоминали друг другу о необходимости четкого выполнения достигнутых соглашений и подписанных договоров. Международное военно-политическое сотрудничество, направленное на организацию разгрома нацистской Германии и милитаристской Японии, осуществлялось на протяжении всей Второй мировой войны, имело периоды высокой активности, позитивных достижений и спадов, которые возникали в результате появления крупных противоречий между союзниками. В целом, важнейшими событиями на пути формирования и становления антигитлеровской коалиции явились решения правительств Великобритании и США о поддержке СССР в войне против Германии, заключение советско-английского соглашения 12 июля 1941 г. Формирование антигитлеровской коалиции привело к формированию необходимых нормативно-правовых основ для взаимодействия демократических государств в военной, военно-политической и военно-экономической сферах и способствовало расширению фронта борьбы против гитлеровской Германии и ее сателлитов.

Победа будет за нами... Наше дело правое... Из протокольного отдела министерства иностранных дел сообщали, что впредь до решения вопроса о том, какая страна возьмет на себя защиту интересов Советского Союза в Германии, наше посольство должно выделить лицо для связи с Вильгельмштрассе. Поддерживать связь с Вильгельмштрассе было поручено мне, и об этом представителю протокольного отдела сообщили через полчаса, когда он снова позвонил в посольство. Записав мое имя, чиновник сказал: всем находящимся в посольстве лицам категорически запрещается выходить за пределы территории посольства. Представитель посольства, уполномоченный для связи с Вильгельмштрассе, может выезжать только для переговоров в министерство иностранных дел, каждый раз договариваясь об этом заранее, причем в сопровождении начальника охраны посольства — старшего лейтенанта войск СС Хейнемана. Через Хейнемана посольство в случае необходимости может связаться с министерством иностранных дел. Как мы тут же выяснили, телефонная связь была односторонней: когда мы снимали трубку, аппарат по-прежнему молчал. К вечеру 22 июня двор посольства походил на цыганский табор. С узлами и чемоданами сюда съехались работники посольства с семьями. Вокруг было много детей самого различного возраста — от грудных до школьников. В жилом корпусе места всем не хватило. Многие разместились в служебных кабинетах. Но это была лишь небольшая часть всей советской колонии, о которой мы должны были позаботиться. По уточненным спискам оказалось, что вместе с членами семей в Германии и на оккупированных территориях находится около тысячи советских граждан». В августе 1941 года на территории нейтральной Турции встретились два поезда: из Москвы ехали немецкие граждане, из Берлина — граждане СССР. Состоялся обмен и дипломаты вернулись на Родину. Вот так обстояло дело более полувека назад. История, произошедшая в Голландии сегодня, показывает нам, что современные «западные демократии» уже превзошли нацистов в деле пренебрежения Международным законодательством.

Советского посла Владимира Деканосова вызывают в министерство иностранных дел, где объявляют ему о начале войны. Сотрудники Посольства и другие советские граждане были буквально подняты с постелей полицией и интернированы в большой лагерь во внутреннем дворе Посольства до тех пор, пока все они не были обменены на сотрудников посольства Германии в Москве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий