Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами. Карл Иваныч тревожится о том, что он больше не нужен в этом доме, с которым он сроднился, что детей, которых он любил, отправят учиться в Москву. О чём тревожится Карл Иванович?
Ответы на вопросы о Карле Ивановиче из "Детства" Льва Толстого
О чем тревожится Карл Иваныч? О чём тревожится Карл Иванович? alt спросил 15 Апр, 18 от Neganov03_zn (14 баллов) в категории Литература. Карл Иванович — пожилой человек, очень добросовестно исполняющий обязанности гувернера: он полюбил детей, которых обучал, привязался к ним. О чём тревожится Карл Иванович? Ответ оставил Гость. Из-за чувства личной ответственности! Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответило 2 человека: О чём тревожится Карл Иванович? О чём тревожится Карл Иванович? < 0 голосов. 73 просмотров.
О чём тревожится Карл Иваныч Как проявилась его обида во время
Карл Иванович предстаёт перед нами немолодым уже мужчиной, глуховатым, обидчивым, с высоким самомнением. Он считает, что его недостаточно ценят, что он делал очень много добра детям и всей семье, что с ним поступают несправедливо. Учитель кажется мне эмоциональным человеком. Он быстро вспыхивает, но так же быстро успокаивается. Второй герой главы - сам Николенька. Это добрый и милый мальчик, который любит своего учителя и не желает с ним расставаться. Эмоции мальчика не дают ему заниматься, он плачет, и даже угроза линейки не пугает его. Искренность чувств мальчика не подлежит сомнению. Николенька признаётся, что ему жаль: "мне больно было, что отец и Карл Иванович не поняли друг друга".
При этом в его словах проскальзывает признание "которых я почти одинаково любил". Мы понимаем, что учитель был для мальчика столь же родным человеком, как и его отец.
До отмщения, Карл Иванович испытывает гнев, но вместе с этим он также испытывает беспокойство и тревогу за сестру.
После отмщения, скорее всего, у него остается ощущение удовлетворения и облегчения от того, что он защитил свою сестру, но возможно, внутри него все еще теплится некоторая доля сомнений. Николенька, после наблюдения за Карлом Ивановичем, вероятно, осознает, что защита своих близких и друзей является важным аспектом жизни. Он может усвоить, что чувства заботы и поддержки других людей могут побудить нас к некоторым неожиданным действиям, и это может быть важным уроком для него.
Надеюсь, что ответы на вопросы были подробными и понятными. Если у вас остались какие-либо дополнительные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их. Ваша активность и участие в уроке очень важны!
Искренность чувств мальчика не подлежит сомнению. Николенька признаётся, что ему жаль: "мне больно было, что отец и Карл Иванович не поняли друг друга". При этом в его словах проскальзывает признание "которых я почти одинаково любил". Мы понимаем, что учитель был для мальчика столь же родным человеком, как и его отец. Мысли мальчика делают ему честь. Он никого не осуждает, как поступили бы многие, не встаёт ни на чью сторону. Он просто жалеет о непонимании между близкими ему людьми.
Николенька жалеет учителя и мечтает "восстановить между ними согласие". Николенька очень добрый, открытый, искренний мальчик, для которого чувства играют важную роль в его жизни. Он эмоциональный и это мешает ему контролировать своё поведение. О чём тревожится Карл Иваныч? Карл Иванович тревожится о том, что его услуги учителя больше не нужны. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Точно они здесь не учатся.
География 13. Конечно, это его несколько расстроило, но всё же он был уверен, что не останется без работы и средств к существованию: "я найду себе кусок хлеба". Поэтому больше всего его возмущает неблагодарность: он "двадцать лет жил в этом доме", а теперь "не нужен стал", хотя он любил своих воспитанников и "занимался ими больше, чем собственными детьми".
О чем тревожится Карл Иваныч?
Его тревожит то, что она может быть обманута или несчастлива во взаимоотношениях с этими молодыми людьми. Карл Иванович очень любит свою сестру и хочет ее защитить от любого причиняемого ей вреда. Николенька, друг Карла Ивановича, после того, как услышал его опасения, испытывает состояние недоверия и возмущения. Он не понимает, почему Карл Иванович так сильно переживает и формирует свое мнение на основе своей собственной жизненной опытности. Оба героя испытывают сильные эмоции. Карл Иванович переживает за сестру и испытывает тревогу, заботу и защитническое чувство.
Николенька, в свою очередь, испытывает недоверие и возмущение по отношению к Карлу Ивановичу.
А через отношение Николеньки к учителю, мы понимаем и отношение к этому персонажу автора. Он, так же как и Николенька, любит учителя и уважает его. Какими представляются вам герои этой небольшой главы "Классы"? Как характеризуют героя раздумья о Карле Ивановиче и об отце? Карл Иванович предстаёт перед нами немолодым уже мужчиной, глуховатым, обидчивым, с высоким самомнением.
Он считает, что его недостаточно ценят, что он делал очень много добра детям и всей семье, что с ним поступают несправедливо. Учитель кажется мне эмоциональным человеком. Он быстро вспыхивает, но так же быстро успокаивается. Второй герой главы - сам Николенька. Это добрый и милый мальчик, который любит своего учителя и не желает с ним расставаться. Эмоции мальчика не дают ему заниматься, он плачет, и даже угроза линейки не пугает его.
Искренность чувств мальчика не подлежит сомнению. Николенька признаётся, что ему жаль: "мне больно было, что отец и Карл Иванович не поняли друг друга". При этом в его словах проскальзывает признание "которых я почти одинаково любил".
Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос чрезвычайно важный. Многие из нас не могут признаться в себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю, не могу». Слов нет, себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает свое достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». И, конечно, сделать это не всегда просто. Истинная цена человека рано или поздно все равно обнаруживается.
И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчеркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения — всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервис считают шедеврами. Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем «искусством». Искусство — это форма познания мира.
Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно нарушают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном: рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает. Иногда происходит чудо: искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства — позволить человеку познать самого себя. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились «внутренние силы» народа — его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык , отторгнутый от истории народа, станет песком во рту. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства.
Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят, по сравнению с этой благодатной, душистой весной! Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства. Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.
Книгу ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости. И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен. А теперь обратимся к телевидению. Оно становится бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение — величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.
Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность дает именно книга. Видеть и слышать — это еще не все. Надо еще и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине — той тишине, что рождает самостоятельную мысль. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар. Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своей добротой. Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе всё лучшее, слышит пение своего сердца.
Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. Сердце, живущее добротой, излучает в мир свой ласковый взор, творческое начало. Добрая душа открыта миру. Когда мы смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них свет, сочувствующий и согревающий. В них нет подозрительности, нет жесткости — в них ласковое сияние как бы из окна родного дома. Это утешает, успокаивает и облегчает душу. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад.
Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда. Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня — у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесет радость. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых.
И вот единственный день, проведенный вместе, — 11 января 1825 г. И всё. Больше они никогда не виделись. Одиннадцать лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу. После смерти Пушкина настал черёд Пущина одному за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища. Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в Лицее, очень значительно. Большой Жанно так называли лицеисты Пущина не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду.
Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце — всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задает ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоевываете уважение окружающих, этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не оскорбляя его самолюбия.
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведется умелыми и умными противниками. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины. Кроме талантливых учителей есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых.
Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно. Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но… Но! Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы ее любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
Поймут ли? Почувствуют ли то, что любило его сердце? От этого зависит так много. И прежде всего — состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он писал свою книгу? И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое дается нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному.
Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге все своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов.
Мать представлялась герою повести почти ангелом: очень ласковая, нежная, красивая. Особенно хорошело её лицо, когда она улыбалась. Отец же был человеком совершенно иного склада. Это был светский человек, приятной наружности. Он имел характер и привычки, мало совместимые с семейной жизнью: играл в карты, в отношениях с людьми добивался уважения, любил, знал и ценил хорошую музыку; книги он читать любил, но предпочитал такие, которые не задевают живых чувств. Одевался он изящно и со вкусом, хотя и не всегда модно.
Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение? Характер Натальи Савишны интересен тем, что она сама отказалась от вольной.
Будущее для жизни уже сейчас
- По законам военного времени 7. Враг за спиной. Фильмы и Сериалы. Первый канал
- Похожие вопросы
- О чём тревожится карл иванович? — Онлайн
- Лучший ответ:
- О чём тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во вре-мя урока и как вос...
- Ответы : о чём тревожится карл иваныч в рассказе детство
Список предметов
- Навигация по записям
- Л.Н. Толстой детство харрактеристики гл героя
- О чем тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает
- Почему Карл Иванович рассердился: тайна, волнующая умы
- Ответ учителя по предмету Литература
Остались вопросы?
Карл Иванович может тревожиться по разным поводам, в зависимости от контекста. отзыв по рассказу "муму " 15 предложний План1.о чём говорится в рассказе?2. С кем сравнивает Н.А. Некрасов мужиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»? Когда Карл Иванович рассказывает Николаю про генерала, у которого он хорошо жил, Николенька признаётся: "мне было очень больно это слышать". О чём тревожится Карл Иванович? Ответ оставил Гость. Из-за чувства личной ответственности!
По законам военного времени 7. Враг за спиной
- Ответы на вопрос:
- О чём тревожится Карл Иванович? - Дата: 10.02.2021, Автор: аноним -
- О чём тревожится Карл Иванович? -
- О чём тревожится Карл Иваныч Как проявилась его обида во время
- Изложения ОГЭ 2024
В Киев пришла плохая весть: Суровикина прочат в замминистра
У нас есть ответ: О чём тревожится Карл Иванович? А можно ли представить, что добрейший Карл Иванович действительно начнёт мстить •Какие чувства владеют Карлом Ивановичем до и после отмщения •Какой жизненный урок извлекает из этой истории Николенька? А можно ли представить, что добрейший Карл Иванович действительно начнёт мстить •Какие чувства владеют Карлом Ивановичем до и после отмщения •Какой жизненный урок извлекает из этой истории Николенька? Карл Иваныч беспокоится о том, что дети уезжают в Москву. Его обида проявляется в сердитых высказываниях и наказании Николеньки.
Л.Н. Толстой детство харрактеристики гл героя
Литература Архивный вопрос Л. Толстой-Детство каковы отношения у карла ивановича с отцом? Нет комментариев Ответы Гость 1. О чем тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька? Карл Иваныч тревожится о том, что он больше не нужен в этом доме, с которым он сроднился, что детей, которых он любил, отправят учиться в Москву.
Николенька плачет во время урока, он сочувствует Карлу Ивановичу, не может справиться со своими эмоциями. Все происходящее он воспринимает обостренно. Какими представляются вам герои этой небольшой главы «Классы» из повести Л. Толстого «Детство «? Как характеризуют героя раздумья о Карле Иваныче и об отце?
А после Карл Иванович поступил гувернером в семью Иртеньевых и стал обучать и воспитывать детей Николая и Володю. За двадцать лет работы в этой семье Карл Иванович полюбил мальчиков как родных: Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Когда у Володи была сильная горячка, Карл Иванович девять дней не отходил от его постели. Он был предан этой семье и добросовестно исполнял свои обязанности учителя и наставника более двух десятилетий. Причина гнева: неблагодарность и увольнение Однажды Карл Иванович узнал печальную новость — его любимые ученики вместе с отцом переезжают в Москву. Гувернер понимает, что теперь его услуги здесь не нужны и он останется без работы: Теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай? Это известие глубоко ранило Карла Ивановича.
Ведь он отдал этой семье двадцать лет жизни, любил детей как родных, а теперь его выгоняют прочь из дома: Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать. Учитель чувствует себя глубоко оскорбленным. Его обижает, что ни дети, ни родители не выказывают ему благодарности за долгие годы верной службы. Он с горечью вспоминает, что в других семьях его труд ценили гораздо больше.
Его обижает, что ни дети, ни родители не выказывают ему благодарности за долгие годы верной службы. Он с горечью вспоминает, что в других семьях его труд ценили гораздо больше. Мысль о предстоящем увольнении не дает Карлу Ивановичу покоя. Он понимает, что его прогоняют лишь потому, что он "не льстит и не потакает во всем", то есть говорит всем правду в лицо. Такая неблагодарность и несправедливость вызывают в душе учителя сильнейшую обиду и гнев, желание отомстить за нанесенную ему обиду… Поставил Николеньку на колени: разрядка гнева Узнав о скором отъезде, маленький Николенька настолько расстроился, что перестал соображать на уроках. Он заливался слезами, капал ими в тетрадь, не мог прочитать заданный текст: Долго смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать; Однако Карл Иванович, ослепленный собственным гневом и обидой, воспринял слезы мальчика как упрямство и детскую комедию. Он резко рассердился на Николеньку, поставил его на колени, стал угрожать линейкой и требовать, чтобы тот просил прощения. Но мальчик лишь рыдал, не в силах вымолвить ни слова. Тогда Карл Иванович, почувствовав несправедливость своих действий, вышел из комнаты, хлопнув дверью. Он отправился за поддержкой к дворецкому Николаю, высказал ему все свои обиды. А затем вернулся в класс уже более спокойный. С явным удовольствием Карл Иванович зачитал ученикам изречение, выражавшее его месть за нанесенную ему обиду.
Второй герой главы - сам Николенька. Это добрый и милый мальчик, который любит своего учителя и не желает с ним расставаться. Эмоции мальчика не дают ему заниматься, он плачет, и даже угроза линейки не пугает его. Искренность чувств мальчика не подлежит сомнению. Николенька признаётся, что ему жаль: "мне больно было, что отец и Карл Иванович не поняли друг друга". При этом в его словах проскальзывает признание "которых я почти одинаково любил". Мы понимаем, что учитель был для мальчика столь же родным человеком, как и его отец. Мысли мальчика делают ему честь. Он никого не осуждает, как поступили бы многие, не встаёт ни на чью сторону. Он просто жалеет о непонимании между близкими ему людьми. Николенька жалеет учителя и мечтает "восстановить между ними согласие".