Главная» Новости» Михаил елизаров новости. Елизаров Михаил Юрьевич. Михаил Юрьевич Елизаров — российский писатель, поэт и автор-исполнитель. Писатель Михаил Елизаров приедет с лекцией в Казань. И речь пойдёт о таком многогранном писателе, как Михаил Елизаров.
Михаил Елизаров показал специальное издание романа "Библиотекарь"
Главная» Новости» Елизаров михаил концерт. И в этом отношении Ивано-Франковск (город, где родился Михаил Елизаров. Михаил Юрьевич Елизаров стал известен широким кругам совсем недавно, тем не менее, его писательская и музыкальная карьера началась ещё в нулевых годах. Главная» Новости» Михаил елизаров концерт спб.
Материалы с тегом
- Михаил Елизаров listen online
- Содержание
- Долгожданная новая проза «Скорлупы. Кубики» Михаила Елизарова
- Культовый писатель Мордора
- Михаил Елизаров: Мы вышли покурить на 17 лет
Неонациональный бест Михаил Елизаров: в туалете еще не повесили лампу
Родился Михаил Юрьевич 28 января 1973 года в Иваново-Франковске тогда еще Украинской ССР. До настоящего времени Михаил Елизаров лишь раз выступал с концертом в Петербурге в небольшом клубе, который не смог вместить всех желающих. Михаил Елизаров — Господин Главный Ветер. "Осенью 2019 года в Редакции Елены Шубиной стартовала серия Читальня Михаила Елизарова. Сайт Михаила Елизарова: Боже, прямо сейчас появляется эта новость в ленте, а на фоне ютуб: «нашли хорошую квартиру, двухкомнатную, в свиблово» кто-нибудь еще сомневается, что мы живем в матрице?
Материалы с тегом
- михаил елизаров об украине | Дзен
- Кто такой Михаил Елизаров — автор «Библиотекаря» и впечатляющих песен
- Михаил Елизаров
- Михаил Елизаров
- Политика публикации отзывов
- О концерте Михаила Елизарова в Севастополе и новом альбоме Бориса Гребенщикова - YouTube
Надутый тролль
Однако в случае с Украиной у Козырева другое мнение, эту страну делить нельзя. Возвращение Крыма в состав России — это аннексия, а противостояние Донбасса украинскому нацизму — сепаратизм. Майдан на Украине Козырев принял восторженно. Однако националисты предъявили ему претензии по поводу того, что в свое время он привел в шоу-бизнес Юлию Чичерину, которая поддержала Донбасс. Козырев, повел себя соответственно, забыв о дружбе, в январе 2015 г. СБУ сразу объявила ее в розыск. А Козырев возобновил свои поездки на Украину, где выступал с обличением «кровавого путинского режима». Он активно работает над дискредитацией России и армии, призывает к протестам, плодит фейки, обслуживает интересы Запада. Для меня это личная катастрофа, мне приходится расписаться в собственном поражении и похоронить все свои иллюзии и надежды как-то изменить страну, её культурное пространство», - сокрушается Козырев, заодно транслируя фейк о том, как русские «методично и хладнокровно убивают на Украине женщин, детей и стариков». Всё это — пустые слова, поскольку настоящая причина скорби — в финансовых издержках.
Козырев несколько раз проговорился о том, что теперь ему закрыт въезд на Украину и его там ненавидят так же, как и российских патриотов. А это означает, что украинские проекты Козырева продюсирование концертов, фильмов и пр. От бессилия он поливает грязью музыкантов, которые поддержали СВО, и до сих пор не может понять, почему они выбрали Русский мир. По его словам, патриотизм убивает талант.
Математики начинают ее активно изучать, и это как бы коллаборация с физиками, но когда смотришь внимательнее, видишь, что современное математическое мышление в очень многих аспектах отличается от физического и получается, как будто ребенок попадает в новую для себя языковую среду — вокруг иные понятия о красоте, иные пути развития.
Так, например, возникла попытка построить квантовые инварианты узлов, или вот пространства модулей Римановых поверхностей — об этом думал еще Риман до возникновения всякой квантовой физики, но внезапно пространства модулей оказались очень важны в теории струн, что породило множество математических работ на эту тему кстати, написанных не только математиками! Вообще наука про пространства модулей — это какое-то уникальное явление, тут соприкасаются совершенно разные области, анализ и алгебра, квантовая физика и теория чисел. Например, как с помощью тау-функции Бергмана удалось разложить некоторые классы дивизоров по образующим в рациональной группе Пикара проективизации расслоения Ходжа. И вот, просто как демонстрация, как это можно использовать: такая орбита связна по определению, а еще, допустим, мы знаем, что ее замыкание — гладкое многообразие, или гладкое вне какого-то куска большой коразмерности скажем, там, где у кривых нет автоморфизмов или какие-то линейные системы имеют маленькую размерность , и у нас получается, что некоторое алгебраическое многообразие неприводимо. Например, мы знаем, что пространство модулей нечетных тэта-характеристик неприводимо — а что, если мы посмотрим на пространство модулей нечетных тэта-характеристик, у которых есть кратные нули?
Это будет дивизор, который, кстати, играет центральную роль в бирациональной классификации пространства модулей всех тэта-характеристик — так вот, получается, что этот дивизор неприводим. И я не знаю алгебраического доказательства этого факта! Можете рассказать поподробнее? Сейчас ситуация обстоит иначе. Есть много данных для изучения, но из них сложно извлечь качественную информацию.
Классический подход работы с большими данными — статистический. Но информации, которую дает статистический подход, оказывается недостаточно, чтобы выделить качественные характеристики данных. Часто большие данные можно представить в виде облака точек в многомерном евклидовом пространстве. У такого облака есть какие-то геометрические свойства, которые плохо улавливаются статистикой. Тут нам на помощь приходит теория гомологий.
Представьте, что мы берем объединение шаров некоторого фиксированного радиуса с центрами в точках этого облака и вычисляем числа Бетти получившегося пространства. Эти числа Бетти зависят от радиуса шаров и кодируют важную информацию о геометрии облака. Однако эта информация тоже может быть достаточно бедна. Гораздо более полную информацию дает функториальный подход. Объединение шаров с меньшим радиусом содержится в объединении шаров с большим радиусом.
Это включение индуцирует линейное отображение на гомологиях, которое тоже несет важную информацию о геометрии облака. Чтобы учитывать эту функториальную информацию, было введено понятие персистентного модуля и персистентных диаграмм. Я считаю, изучение этой функториальной топологической информации — наиболее перспективное направление в анализе данных.
В 2010 году создал музыкальный проект [8]. В 2001 году в издательстве Ad Marginem вышел сборник «Ногти», привлёкший внимание к писателю [9] [10].
В сборник вошли 24 рассказа и одноимённая повесть , главными героями которой являются два воспитанника интерната для слабоумных детей. По словам автора, рассказы из сборника он писал с девятнадцати до двадцати семи лет [11]. Повесть попала в шорт-лист литературной премии Андрея Белого [12] , Лев Данилкин в журнале « Афиша » отнёс сборник к лучшему дебюту года [13]. Вначале они были очень похожи на христианские. Наоборот, добыча её возрастала с каждым годом, но только сами ценности видоизменялись до того, что откровенно противоречили христианской традиции.
Но подступиться к ним с критикой уже было проблематично…». Поэт Борис Пастернак , имя которого, по мнению Елизарова, «с религиозным экстазом произносилось либеральной интеллигенцией», представлен символом либеральных ценностей, в образе демона, «отравляющего» сознание интеллигенции своими произведениями. Он пытается уничтожить главных героев и приблизить царство Антихриста. Главных героев в романе два. Один православный священник, второй — язычник, в детстве перенявший от деда «традиционные славянские представления» о мироздании.
Эти представления в романе не называются «язычеством», язычеством в книге именнуются популярные эзотерические идеи и ложно понятая духовность. Художественная литература стала новой религией, и поэт, её пророк, прославил не Бога, а божка… Люди предпочли подлинному Евангелию писательскую романную или стихотворную весть…».
Ответ известен давно, но он, так сказать, не стал достоянием масс. Литература стала играть такую малую социальную роль, что инертное мышление просто не в состоянии переварить произошедшую трансформацию. Не хочется умничать, но процитирую выдающегося немецкого литературоведа Вольфганга Изера, основоположника рецептивной эстетики и автора «закона Изера»: значение литературы падает прямо пропорционально росту доступности книг. В эссе «Изменение функций литературы» 1986 г. Предмет литературы — вытесненное из сознания, подсознательное, немыслимое, может быть, даже несоразмерное человеку... В этом отношении литература — наследница мифа, чья основная функция состояла в смягчении первобытного ужаса с помощью образов. Литература отличается от мифа тем, что она проливает свет на недоступное, неявленное, через сюжеты и образы выводит его наружу».
Похожих взглядов на литературу, хотя и в немного другой акцентировке, придерживался великий классик русской литературы Юрий Витальевич Мамлеев , в гостях у которого я, кстати, лично познакомился с Михаилом Елизаровым. В книгах Елизарова присутствует всё то, о чём говорили Изер и Мамлеев: тут и трансцендирование социального статус-кво, анализ всевозможных психопатий и девиаций, работа с магическим мышлением, «экскурсии» в потустороннее, метафизический антиутопизм, саквояж эзотерика-виртуоза, прозрение «а дверь-то открывается внутрь». В этом смысле Елизаров — настоящий наследник и продолжатель дела Мамлеева и таким образом самый актуальный современный русский писатель. Менее всего я преувеличиваю значение литературы. На примере украинского национализма мы видим, что для культурной самоидентификации и самоутверждения, этнического нарциссизма и самоупоения вообще не требуется никаких вершинных литературных достижений, которых украиноязычная литература просто не имеет. Тем не менее нас тревожит ситуация в русской литературе. С одной стороны, перестал мелькать иноагент Дмитрий Быков, бездарный литератор и махровый графоман, который несколько десятилетий своей рыхлой габаритной фигурой заслонял более одарённых писателей. В условиях дефицита читательского внимания информационный шум, создаваемый подобными персонажами, наносил чудовищный вред, точную оценку которому даст только время. С другой стороны, очистка авгиевых конюшен в литературе толком даже не началась.
Библиография
- Писатель Михаил Елизаров: Европа ставит на Украине опасный эксперимент
- Аннотация к книге "Мы вышли покурить на 17 лет"
- Аннотация к книге "Мы вышли покурить на 17 лет"
- Михаил Елизаров 2024 | ВКонтакте
- Мы вышли покурить на 17 лет
Писатель Михаил Елизаров: Европа ставит на Украине опасный эксперимент
Сейчас на платформах More. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели, специально для «Известий». Михаил Елизаров «Скорлупы. В «Кубиках» есть один рассказ на «книжную» тематику, где аукается своеобразный отголосок «Библиотекаря»: он назван в честь одной из культовых книг советского детства — романа «Овод» Этель Лилиан Войнич. В елизаровском «Оводе» оказавшаяся на удивление «липучей» книга Войнич буквально приклеивается к ладони героя-гопника во время ограбления квартиры.
Примерно как в «Библиотекаре», книга в «Оводе» становится орудием — герой разбивает ею окно булочной, а потом так и не может избавиться от приставучего издания до самого финала своих мелкоуголовных похождений, когда он ощущает исходящий от «Овода» запах кислого хлеба. Он так и называется: тема оболочек, «скорлуп», наполненных метафизическими субстанциями, — один из любимых философских концептов Елизарова, и в предваряющей книгу аннотации он предлагает рассматривать четыре новых рассказа тоже как «четыре сущности» или «четыре скорлупы». Писатель акцентирует внимание на чисто технической стороне дела, считая свои «Скорлупы» прежде всего примерами «различных механизмов сборки текста».
А тут премию получает писатель, который приходит на церемонию в одежде милитари и тяжелых берцах. Берцы фигурировали во всех репортажах с церемонии награждения и в рассуждениях об итогах литературного года, как будто существует какой-то писательский обувной дресс-код, нарушать который нельзя ни в коем случае. Только в зарегистрированной одежде ты можешь называться писателем, а без нее ты никто. А Елизаров со сцены провозгласил реванш Советского Союза, советской идеи и советской литературы. Великой идее посвящена и сама книга.
Жил да был советский писатель Громов, его книги пылились в библиотеках и были никому не нужны. Однако внезапно оказалось, что они обладают почти магическим воздействием на людей, за эти романы идут схватки, люди готовы жертвовать здоровьем и жизнью за пыльные книги. Сцены битв с использованием холодного оружия всех видов и подручных средств написаны на уровне боевика. Ну да, кто-то прочел «Библиотекаря» как книгу, воспевающую неизбежный советский реванш, кто-то — как грозное предупреждение о возможности такового, кто-то — как роман о сектах и сектовом мышлении, кто-то — как треш-боевик. На треш Елизаров всегда отдельно обижался. Снова посреди разрушенного мира люди решают проблемы при помощи литературы. Интеллигентский «Пастернак» не решение, абстрактный советский писатель — решение. А кругом смерти и знамения.
Вот только этот текст уже совсем самостоятельный, очень далеко ушедший и от Мамлеева, и от Сорокина, и от раннего самого себя. Споры об этом романе продолжаются до сих пор, и сериал пусть и подогрел их, но они шли и так. Оценки разнятся от «гениальный», до «безжизненный». Получается, что, даже с точки зрения хулителей, «Библиотекарь» работает как самосбывающееся пророчество: вокруг него бьются, пусть и мирно, и годы спустя после первой публикации. Значит, что-то в этом тексте есть такое, что ненавистники не оценили? Дмитрий Быков пишет о нем: «Да, есть такой писатель. Только он совсем не писатель, к сожалению. Это такой харьковский парвеню».
Елизаров устраивает с Быковым драку. Либеральная критика называет его Шариковым.
Продолжение скандала последовало, когда в сентябре лидер рок-группы «Чайф» Владимир Шахрин обнародовал переписку с Козыревым. Он уехал из России, и мы общались… И тут я вижу фрагмент интервью про Прилепина … Я пишу Козыреву: «Миша, это монтаж или вы на самом деле ржете над покушением на человека? Ты же в каждом интервью говоришь: людей убивать нельзя». Он мне пишет: «Вова, людей убивать нельзя, но Захар Прилепин — не человек, он чудовище, а таких убивать можно».
Мне захотелось сказать: «Миша, я думал, ты интеллигентный еврейский мальчик, который на подкорке должен помнить Холокост. И вы сидите с поэтессой, решаете — кто человек, а кто чудовище? Я хотел так написать, но не стал, просто нажал кнопку заблокировать и понял, что… этот человек больше не нужен. Они нас людоедами называют, но сами-то кто? Родился он в Екатеринбурге в 1967 г. Окончил Свердловский государственный медицинский институт и в 1992 г.
Но там переквалифицировался и решил учиться в калифорнийском колледже на факультет масс-медиа. В Россию вернулся в 1994 г. В США оброс связями и спонсорами, поэтому его сразу пригласили в Москву на должность программного директора радио «Максимум». В столице Козырев кормился из рук воров-олигархов Бориса Березовского, Бадри Патаркацишвили и американского медиамагната Руперта Мердока.
Карателей боятся на Украине выходят указы, запрещающие брать на работу беженцев с Донбасса — а это вроде как лояльные хунте граждане; нелояльных, то есть тех, кто остался на Донбассе, просто убивают из ракетных установок , а России не верят.
Также довольно часто фигурирует тезис про «отсутствие сил». Мол, и хотели бы, да вдруг облажаемся. Возникает тогда вопрос: а почему их нет, этих сил? Ельцина уже нет во власти пятнадцать лет. Вроде бы имелось время, чтобы искоренить всю преступную олигархическую структуру, уничтожающую суверенитет страны.
Но один медведевский кабмин — уже объяснение, почему нет сил. Да потому что они — медведевский кабмин. Сама Украина на это не влияет. Она живет ровно до того момента, пока это нужно ее хозяевам... Недавно вот было предложение сделать рубль неконвертируемой валютой...
Мы в ответ запрещаем ввозить к нам некоторые товары из Европы. Может ли все это привести к нашей изоляции? И так ли она страшна? Но в том и дело, что их финансовое горе особо не влияет на быт рядового гражданина. Для этих пострадавших Россия — просто территория, где они зарабатывают.
Они патриоты мест своих доходов.
Культовый писатель Мордора
Ну вот, как-то так. Любите Елизарова? Видео по ссылке: youtu. Видео по ссылке:.
При этом оформление весьма минималистично, в нем нет ничего лишнего: сюжет — в небольшой иллюстрации и какой-то «фишке», своей для каждой книги. Обложка «Земли», например, истощена временем, на «Библиотекаре» едва заметны капли крови, а «Pasternak» обуглен по краям".
Пускай читатель открывает и видит: да, тогда я писал вот так-то, и тогда я видел все примерно так". В ходе беседы постепенно появляются имена людей, оказавших сильное воздействие на Михаила. Из более "классических" писателей Михаил любит Шолохова, Платонова и Чапыгина. После окончания филфака Михаил перечитывает многие книги и открывает их заново. Когда не нужно быстро-быстро готовиться к экзамену, Чехов и Достоевский раскрываются совсем с другой стороны. Что касается поэзии, выше обэриутов, считает Михаил Елизаров, ничего пока не было создано. Из любимых фильмов Михаил отмечает "Брат" Балабанова, которого он может пересматривать бесконечно, а один из самых важных для него музыкальных исполнителей — это, конечно же, Егор Летов.
Я тоже в середине нулевых писал какие-то штуки и пытался рассказать, "как будет". Мое мнение какое-то 148-е по счету, вообще Бог знает где, — отвечает Михаил на ещё один вопрос о предвидении. После 14-го года любое высказывание потеряло всякий смысл! Кому не лень, у кого есть достаточно душевных сил продолжать говорить одно и то же впустую?..
Мол и хотели бы, да вдруг облажаемся. Возникает тогда вопрос - а почему их нет, сил? Ельцина уже нет во власти пятнадцать лет. Вроде бы имелось время, чтобы искоренить всю преступную олигархическую структуру, уничтожающую суверенитет страны. Но один медведевский кабмин - уже объяснение, почему нет сил. Да потому что они - медведевский кабмин. Вы понимаете, почему на Украине так сильны националистические настроения? Почему именно в последнее время вдруг появился чуть ли не культ Бандеры? Впрочем, национализм в последнее время вообще расползается по всему миру. Как вы думаете, почему? Думаю, что культовость Бандеры преувеличена. Поскольку на Украине насаждалась мелко-буржуазная, националистическая идеология, с элементами диктатуры - при этом с откровенно антирусским вектором, - то фигура Бандеры оказалась оптимальной. Бандера - персонаж Западной Украины, но постольку именно этот тип менталитета принят за эталонный украинский, Бандеру автоматически сделали "национальной" погремушкой. Бандера никому не мешает на западе: "Ну был туземный пособник немцев, националист, воевал с большевиками. Если украинцам, нужна давно протухшая галицийская цацка, пусть носятся с ней - лишь бы хорошо воевали с Россией. Ведь и сам украинский национализм создан не для того, чтоб холить и лелеять украинцев - он функционирует исключительно как русофобский концепт. Недавно было предложение сделать рубль не конвертируемой валютой и так далее... Мы в ответ, в частности, запрещаем ввозить к нам некоторые продукты, товары из Европы. Может ли все это в конечном счете привести к нашей изоляции? И так ли она страшна? Нужна нам вообще Европа? Санкции представляют угрозу для сверхдоходов определенной группы у власти. Но в том и дело, что их финансовое горе особо не влияет на быт рядового гражданина. Для этих пострадавших - Россия просто территория, где они зарабатывают. Они патриоты мест своих доходов. Поскольку политическая элита давно слилась с экономической, вполне возможно, что "экономика" попытается в ближайшее устранить накосячивший политический элемент - из-за которого возникли санкции. Попросту, в России не исключен государственный олигархический переворот - а под каким видом его будут продавать народу, решать будет все тот же Запад. Вы довольно долго жили в Германии. Как-то в интервью вы сказали, что Европа не любит России, потому что наше умирание — это их жизнь.
Долгожданная новая проза «Скорлупы. Кубики» Михаила Елизарова
Писатель Михаил Елизаров приедет с лекцией в Казань. Последние новости про Михаил Елизаров за сегодня на сайте Читайте самые актуальные новости и события на нашем сайте по теме Михаил Елизаров. Карьера Михаила Елизарова Михаил продолжил образование в Институте культуры на отделении телережиссуры, но параллельно работал оператором на харьковском государственном телевидении.
Культовый писатель Мордора
Все скатилось к взаимным претензиям, оскорблениям, к принятию того, что пути наши никогда толком и не пересекались. Когда я наконец-то признала свои ошибки, отпустила, решилась продолжать свой путь самостоятельно. Когда я наконец-то выросла и повзрослела...
Свидетельство — интервью Козырева с поэтом Верой Полозковой в июне 2023 г. Ухмыляющийся Козырев спрашивал: «Скажи, пожалуйста, ты выпила шампанского, когда взорвали Прилепина? Полозкова, улыбаясь в ответ, заявляла, что организаторы убийства «недотянули до шампанского, максимум — пивко». Продолжение скандала последовало, когда в сентябре лидер рок-группы «Чайф» Владимир Шахрин обнародовал переписку с Козыревым. Он уехал из России, и мы общались… И тут я вижу фрагмент интервью про Прилепина … Я пишу Козыреву: «Миша, это монтаж или вы на самом деле ржете над покушением на человека? Ты же в каждом интервью говоришь: людей убивать нельзя». Он мне пишет: «Вова, людей убивать нельзя, но Захар Прилепин — не человек, он чудовище, а таких убивать можно». Мне захотелось сказать: «Миша, я думал, ты интеллигентный еврейский мальчик, который на подкорке должен помнить Холокост.
И вы сидите с поэтессой, решаете — кто человек, а кто чудовище? Я хотел так написать, но не стал, просто нажал кнопку заблокировать и понял, что… этот человек больше не нужен. Они нас людоедами называют, но сами-то кто? Родился он в Екатеринбурге в 1967 г. Окончил Свердловский государственный медицинский институт и в 1992 г. Но там переквалифицировался и решил учиться в калифорнийском колледже на факультет масс-медиа.
Все скатилось к взаимным претензиям, оскорблениям, к принятию того, что пути наши никогда толком и не пересекались. Когда я наконец-то признала свои ошибки, отпустила, решилась продолжать свой путь самостоятельно. Когда я наконец-то выросла и повзрослела...
Михаил Елизаров дебютировал в литературе в 2001 году сборником "Ногти". Автор — лауреат Русского Букера 2008 года за роман "Библиотекарь". В 2010 году Елизаров создал свой музыкальный проект, работающий в жанре "бард-панк-шансона" определение писателя.
Кто такой Михаил Елизаров — автор «Библиотекаря» и впечатляющих песен
Елизаров Михаил Юрьевич. Известный российский писатель и музыкант Михаил Елизаров, уроженец Ивано-Франковска, разместил в своем «Фейсбуке» свое интервью га. Последние новости про Михаил Елизаров за сегодня на сайте Читайте самые актуальные новости и события на нашем сайте по теме Михаил Елизаров. Михаил Юрьевич Елизаров (род. 28 января 1973[2][3], Ивано-Франковск) — писатель и автор-исполнитель. Скачай Михаил Елизаров Секта Рабица (Сектантский альбом 2020) и Михаил Елизаров Хёндай 109 (Сектантский альбом 2020). Главная» Новости» Михаил елизаров новости. Главная» Новости» Елизаров михаил концерт.
Кто такой Михаил Елизаров — автор «Библиотекаря» и впечатляющих песен
Михаил никак в создании экранизации не участвовал, а из книги была взята только фабула. Режиссер не консультировался с писателем, Елизаров ставил в своей книге одни цели, а режиссер в сериале — совсем другие. Даже фамилии у героев разнятся: в книге герой-библиотекарь Логутов, а в сериале Логутов. Михаил призывает оценивать сериал как самостоятельное произведение, основанное на его труде. Не только к своим книгам на экране Михаил относится скептически, себя на экране Михаил тоже не любит, он чувствует себя чужеродно, неловко и ужасно неорганично в кадре. А потом оказывается, что ты в ней живешь! Вы видите будущее?
Михаилу вроде бы лестно, что он может что-то просчитать и предвидеть, но он уверен, что пространство вокруг нас непредсказуемо: любая теория или проекция может в итоге оказаться предсказанием. Иногда Михаилу удается поймать тенденцию или вектор, он полагает, что случайно. Некоторые песни что-то предвосхищают, а некоторые тексты оказываются просто текстами. К своему музыкальному творчеству Михаил относится иначе, чем к литературному.
Некоторые песни что-то предвосхищают, а некоторые тексты оказываются просто текстами. К своему музыкальному творчеству Михаил относится иначе, чем к литературному. В музыкальном творчестве Михаила никогда не волновал вопрос денег. Его аудитория, в шутку или нет, что-то вроде секты с братьями и сестрами. Биплан — это маленький одномоторный самолетик, цель которого — полет.
Каждый писатель иногда оборачивается назад и думает о редактуре своих работ, особенно когда готовится переиздание. Михаил Елизаров заставил себя не менять текст. По мнению Елизарова, люди меняются, а тексты — не должны. В книге "Скорлупы. Кубики" Елизаров все же вернулся к "заброшенным" темам, к абзацам, которые написаны в далёком 2008 году. Однако в переиздание "Библиотекаря" Михаил лезть отказывается — он бы его только испортил.
Сейчас, спустя почти 20 лет, сборник и правда кажется скорее оммажем Сорокину, чем явлением самобытным, при этом уже здесь видны темы, которые станут для Елизарова важнейшими в дальнейших текстах. Это смерть как важная часть повседневной жизни, смерть, всегда вызывающая у главного героя вечный интерес; постсоветский мир, в котором никто не понимает, как дальше жить и в котором рухнули все старые правила, а новые предстоит определить, но никто не понимает, как им это нужно сделать; отсюда тяга к знакам, тем же ногтям, по которым умело гадает друг героя. Итак, Пастернак — это не растение и не поэт, это демон отвечающий за все российские проблемы, а именно за интеллигенцию, отказ от веры, гибель Российской империи, гибель Советского Союза, расцвет оккультизма, расцвет теософии, расцвет веры в колдунов, засилье иностранных пасторов и разнообразных сект. С армией Пастернака и лжесвященниками его лжекульта борется небольшой сводный отряд православных и язычников при помощи холодного оружия и бомб. Реками льется клюквенный сок. Либеральная критика вполне логично восприняла этот текст плевком в лицо — с технической точки зрения он им и был. Даже благожелательный критик Данилкин отмечал: «Это только поначалу Елизаров кажется озорным остроумцем, младо-Сорокиным; ближе к финалу автор — угрюмый мракобес». Ярлык фашиста сопровождает Елизарова по сей день. Аккуратно отмечу несколько моментов: автор этого текста не рвется к Елизарову в друзья, тем более что в определенные периоды таких людей бывает слишком много. Однако мы знакомы много лет. Михаил всегда очень обижается, когда кто-то называет его фашистом, нацистом и антисемитом. Сам он себя в разговорах называет левым. Дополним, что позиция, выраженная в художественном тексте, — это далеко не всегда позиция автора. Тогда, в нулевых, это не очень-то понимали, да и сейчас забыли. С другой стороны, важность романа Pasternak — в попытке деконструкции устоявшихся представлений о добре и зле в литературе. Деконструкция кумиров и скидывали их с постаментов — стандартная работа писателя, особенно если он молод и радикален. И снова роман полон смерти, знаков и пустыни на месте старого мира. Это был колоссальный по тем временам скандал, потому что премия вроде как делалась в расчете на то, что будет выдаваться за главный русский роман года, а таковой роман сочиняют живые классики, иногда для разнообразия классикессы, то есть люди всем известные, благонамеренные, одевающиеся как классики, разговаривающие как классики, уважаемые и со всеми знакомые. А тут премию получает писатель, который приходит на церемонию в одежде милитари и тяжелых берцах. Берцы фигурировали во всех репортажах с церемонии награждения и в рассуждениях об итогах литературного года, как будто существует какой-то писательский обувной дресс-код, нарушать который нельзя ни в коем случае. Только в зарегистрированной одежде ты можешь называться писателем, а без нее ты никто. А Елизаров со сцены провозгласил реванш Советского Союза, советской идеи и советской литературы. Великой идее посвящена и сама книга.
Когда я наконец-то выросла и повзрослела... Все стало проще, легче, реальнее. И в этот период моей жизни, мой близкий, далёкий человек вручил свой последний подарок.