Очень хороший фильм,талантливые актеры создавшие "Летят журавли" и очень нравиться Татьяна Самойлова в,этой создала свою героиню как натянутый нерв,который отдается болью при малейшем ку можно осуждать. Летят журавли Жанр Военная драма Режиссёр Михаил Калатозов Автор сценария Виктор Розов В главных ролях Татьяна Самойлова Алексей Баталов Оператор Сергей Урусевский Композитор Моисей Вайнберг Кинокомпания Киностудия «Мосфильм» Длительность 97 минут Страна. Смотреть онлайн фильм Летят журавли (1957) в онлайн-кинотеатре Okko. 12 октября 1957 года в советских кинотеатрах состоялась премьера военной драмы «Летят Журавли» режиссера Михаила Калатозова.
Летят журавли (1957) — актёры и создатели
Смотреть фильм Летят журавли 1957 онлайн в хорошем качестве 1080 hd с телефонов и компьютеров. Летят журавли 1957 фильм смотреть онлайн на Смотрим в хорошем качестве бесплатно Татьяна Самойлова Алексей Баталов Василий Меркурьев Александр Шворин Светлана Харитонова Константин Никитин Валентин Зубков Антонина Богданова Борис Коковкин. 12 октября 1957 года состоялась премьера картины «Летят журавли». Фильм Летят журавли вышел на экраны 12 октября 1957 года и стал настоящим прорывом в отечественном кино.
Вербное воскресенье: истоки и традиции праздника
- Фильм «Летят журавли» (1957, СССР) смотреть онлайн в хорошем качестве
- Летят журавли (драма, реж. Михаил Калатозов, 1957 г.)
- «Летят журавли». История невыдуманной любви
- Как сложились судьбы звезд фильма «Летят журавли» | STARHIT
- За что ненавидели героиню легендарного фильма «Летят журавли»
«Летят журавли». История невыдуманной любви
Цепляясь за «нормальность», она выходит замуж за двоюродного брата Бориса — Марка. Кредо Марка Александр Шворин : «Ну и пусть [война]». Осуждающей её сестре Бориса Ирине Светлана Харитонова Вероника отвечает: «Ты мне просто завидуешь: у меня есть муж, а у тебя нет». Муж — атрибут этой самой покойной нормальности.
Но где простые человеческие добродетели — честность, верность, любовь в этой «нормальной человеческой жизни»? Всё поругано. Марк связан с такими же, как и он сам, шкурниками, мещанами, умеющими «нормально» устраиваться в любых условиях, и они, конечно же, ни за что не станут подвергать свой покой даже минимальному риску и всегда найдут возможность «устроить катание из конца в конец… катанье назло природе, вдвоем, до полного забвения».
Да, Марк в фильме осуждается, его компания показана карикатурно. Но разве не они спустя всего пару десятилетий стали «героями нашего времени»? Нет ожидаемого покоя: Вероника «как тень ходит», она ждет известия от Бориса.
Не то что мы, солдатки», — судачат с завистью соседки. Горячее обращение врача Федора Ивановича Василий Меркурьев к раненому солдату, получившему письмо с известием об измене невесты: «…Это она свое счастье потеряла. А не он.
Променяла на какую-то тыловую крысу. Мелкая душонка. Разве понимают они какие крестные муки вы несете за них же… А она ничтожного испытания временем не выдержала…», — потрясает её.
Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает. Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге.
Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис. Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Со слов дочери Фёдора Ивановича Вероника узнаёт, что Марк уже давно ходит к какой-то женщине. Тем временем Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком любовнице.
Какая-то тётка, говоря, что «всё уже попробовала, только вот орешков не едала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой. В этот момент Вероника вбегает в этот вертеп, вырывает записку из рук, даёт Марку пощечину и уходит. Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату.
В столице Татьяна занялась балетом. Однако больше всего Самойлова тяготела к актерству. Легендарная балерина позвала талантливую танцовщицу учиться в балетной школе при Большом театре.
Татьяна поступила в Театральное училище им. Щукина в 1953 году. Там и случилась судьбоносная встреча актрисы с Василием Лановым. Вспыхнул бурный роман. Молодые люди не хотели пышной свадьбы. Они расписались в ЗАГСе в 1956 году.
Гостей на церемонии не было. Молодожены в этот же день купили друг другу подарки. Аборт и тяжелое расставание Супруги жили у родителей Татьяны. После учебы Василий шел на работу. Его голос можно было услышать по радио, актер брал небольшие роли. Лановой чувствовал ответственность за маму и сестру.
В период совместной жизни выяснилось, что влюбленные по-разному смотрят на семью. Василий Семенович считал, что жена возьмет на себя быт, станет мамой. Однако Самойлова планировала совсем другое. Она забеременела от артиста, но из-за роли в драме «Летят журавли» 1957 года сделала аборт. Кинодива мечтала о самореализации в кино и считала, что совместить материнство и работу будет тяжело. К тому же, медики заподозрили у Татьяны туберкулез.
Выяснилось, что у меня двойня.
Розова «Вечно живые» режиссёром Михаилом Калатозовым с А. Баталовым и Т. Самойловой в главных ролях.
В кинотеатрах СССР этот фильм посмотрело 28,3 млн зрителей это 10-е место в прокате 1957 г. Считается, что «Летят журавли» был одним из самых любимых фильмов Пабло Пикассо. Кроме этого, картина внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая кассовая из всех, когда-либо получивших Гран-при на Каннском фестивале. Кроме зрительской любви важно отметить операторские и режиссёрские решения картины, которые стали хрестоматийными — очень много эпизодов подробно разбирается в учебниках истории отечественного кинематографа.
К ним, например, относится сцена гибели героя А. Баталова, для съёмок которой оператор Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Информация
- Летят журавли (1957) — смотреть фильм — Военная хроника
- «Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»
- Актеры фильма Летят журавли
- Рекомендуем посмотреть
Летят журавли (драма, реж. Михаил Калатозов, 1957 г.)
Получается, Борис пропал без вести?.. Объяснение концовки Объяснение концовки картины. В финале мы видим, как на московский вокзал прибывает поезд с фронтовиками. Пришедшая встречать возлюбленного Вероника в конце концов находит Степана. Тот отдает девушке все цветы и ее фотографию, которую она однажды подарила жениху. Таким образом она убеждается, что Бориса больше нет в живых… Принесенный с собой букет и цветы, подаренные Степаном, девушка раздает солдатам и вдруг видит, как в небе пролетает журавлиный клин. Смысл концовки фильма «Летят журавли» достаточно прост: война закончилась, наступил мир, нужно жить дальше. Хотя бы потому, что он по идее рассказывает о войне, но она в нем… другая. Ситуацией воспользовался вовремя почувствовавший ветер перемен Михаил Калатозов — и превратил первоисточник, пьесу Виктора Розова, в пронзительную и очень противоречивую историю любви. Его картина действительно резко отличается от большинства советских фильмов о ВОВ. Ее рассказала молодая девушка, которую война разлучила с любимым человеком.
Нетипичный взгляд на проблему и новаторский подход к реализации замысла позволили фильму стать первой и единственной советской лентой, получившей европейскую награду. В роли Марка, двоюродного брата Бориса, снялся Александр Шворин. Разгадка благосклонности жюри Каннского кинофестиваля достаточно проста. То есть режиссеры теперь рассказывали зрителям о них самих, тем самым позволяя посмотреть на самих себя и свою жизнь со стороны. Молодые кинематографисты буквально горели идеей снимать кино о простых людях — и находили мощный отклик. История о двух влюбленных, разлученных войной, проста и понятна, а самое главное — человечна. Картина Калатозова то и дело обращается к компромиссам: она признает героизм советских воинов, спасших страну от гитлеризма, но одновременно она считает войну исключительным злом. Лента замкнута только на своем сюжете, никакой атмосферы ненависти к врагу в ней нет, а основной акцент в сюжете сделан только на человеческих поступках. Такая трактовка эпохи ВОВ возвышает ее над другими советскими, а потом и российскими кинолентами, показывающими войну не как трагедию, а исключительно как фон для демонстрации своей силы и непобедимости. Сложно выразиться точнее.
Чувства героев перешли и к артистам. В Москву Татьяна вернулась, окрыленная новым чувством. Она быстро потратила гонорар и готовилась уехать обратно. Но из СССР ее не выпустили.
Самойлова оказалась в больнице, за ней ухаживал Валерий. Актриса захотела иметь детей, но не смогла их выносить. Медики заявили, что у супругов редкая несовместимость крови. Здоровье Осипова пошатнулось.
Сказала мужу: "Валера, если я не рожу, то я не женщина! В 1968 году артистка и писатель расстались. После разрыва они сохранили друг к другу теплые чувства. Осуществить мечту о материнстве Татьяна Евгеньевна смогла в браке с режиссером Театра-студии киноактёра Эдуардом Машковичем.
Они поженились в 1968-м, а год спустя родился сын кинодивы — Дмитрий. Я стала иначе смотреть на мир. И поняла: актрисы, которые отказываются от того, чтобы иметь детей, многое теряют. Даже любовь к искусству не стоит этого счастья — материнства!
И теперь, ради того, чтобы чаще быть рядом с сыном, я готова была отказаться от любых съемок», — утверждала Самойлова. Но Машкович не стремился работать, а потому звездная мама зарабатывала сама. Но звезда рассудила, что обеспечить еще одного ребенка будет невозможно. Она прервала беременность.
И если бы я ее родила, она была бы сейчас со мной. Сын-то вырос и вылетел из гнезда.
Но у неё масса достоинств - она от нашего кружка самодеятельности даже в госпиталях выступает. И учится она совершенно блестяще… Ещё одна - Вава: - Я на завод пойду работать. Там меня Варей звали. А вы придумали — Вава.
Все равно как собаки лают: ва-ва! Рассказала бы я вам, откуда эта Нюрка хлеб берет, как она его вешает, да огорчать не хочется. Я в общежитие перееду к девчатам, они пустят… Папаня с братом с фронта пишут: «Варвара, как ты там одна? Просто отдышаться не могу!.. Сегодня делала сложнейшую полостную операцию — прошла исключительно удачно. Отец наблюдал, хвалил.
Паренек совсем был готов «комиссоваться», то есть на тот свет отправиться, а я рискнула — конечно, с согласия отца. Понимаете, он умирал… Идет за ширму, где переодевается Марк. А теперь будет жить! Будет, будет! И вы не подумайте… Я не черствая и не то что не могу любить… Я любила, честное слово, любила… сильно… Это еще в школе было, в десятом классе. Он такой был тихий, хороший, Гриша… А это Вероника, которую Марк никоим образом не принуждал выйти за него замуж.
Душевные терзания Вероники никак не связаны ни с «положением на фронтах», ни со сводками Совинформбюро — они не упоминаются вообще. Содержание картины замкнуто в круг личных проблем, война только фон, антураж: вот противотанковые ежи на улицах Москвы, проходящий по краешку кадра патруль, раненые в тыловом госпитале… Эпизод ухода на фронт Бориса в начале фильма и встречи фронтовиков в его завершении. Война — это рок, фатум, отрывающий влюбленных друг от друга: «Уйти от тебя трудно, но что же делать, иначе нельзя, война…» — читает Вероника в последней записке Бориса, ушедшего добровольцем на фронт и там погибающего ещё в первой трети фильма.
Война — крестный путь, но никак не подвиг. Фильм ознаменовал в советском киноискусстве отделение героического всеобщего от «нормального» индивидуального, в котором места героическому нет — этим, а не только виртуозной работой оператора и необычностью красоты и потрясающей органичностью Татьяны Самойловой в роли Вероники он поразил советского зрителя. Вместо эпоса «соцреализма» — пронзительная лирика.
В фильме никак не представлена коллективность, объединенная единой целью — необходимостью противостояния общему врагу. В массовых сценах толпа распадается на портреты отдельных людей, да, выразительно и разнообразно очерченных, но это индивидуальные или групповые портреты, а не «портрет эпохи». Просто люди, вырванные из нормальной жизни безликим роком войны.
Вероника, Белка, как её называл Борис, с её простенькой песенкой «Журавлики-кораблики летят под небесами, и серые, и белые, и с длинными носами» — не готова к тяготам. Даже начало войны в её настроении ничего не меняет, она по-прежнему просто влюблена и мечтает о свадьбе. Отсутствие известий от Бориса и гибель родителей становится для неё ударом.
Цепляясь за «нормальность», она выходит замуж за двоюродного брата Бориса — Марка. Кредо Марка Александр Шворин : «Ну и пусть [война]». Осуждающей её сестре Бориса Ирине Светлана Харитонова Вероника отвечает: «Ты мне просто завидуешь: у меня есть муж, а у тебя нет».
Муж — атрибут этой самой покойной нормальности.
«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»
С 1957, когда на экраны вышли «Летят журавли», в советском кинематографе появилась новая точка отсчета. Летят журавли: Directed by Mikhail Kalatozov. With Tatyana Samoylova, Aleksey Batalov, Vasiliy Merkurev, Aleksandr Shvorin. Veronica plans a rendezvous with her lover, Boris, at the bank of river, only for him to be drafted into World War II shortly thereafter. В фильме «Летят журавли» советский актер театра и кино, театральный режиссер и педагог, Народный артист СССР Василий Меркурьев сыграл Федора Ивановича Бороздина – отца Бориса, врача, предложившего Веронике переехать к ним после смерти ее родителей.
«Летят журавли». История невыдуманной любви
Стараниями Синематеки «Искусства кино» и киноконцерна «Мосфильм» в 2019 году была отреставрирована и вновь показана на большом экране одна их самых значимых лент в истории советского кино — «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова. Полный список актеров, режиссеров и создателей фильма Летят журавли (1957) на сайте Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году. Она забеременела от артиста, но из-за роли в драме «Летят журавли» 1957 года сделала аборт. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Летят журавли 1957 фильм смотреть онлайн на Смотрим в хорошем качестве бесплатно Татьяна Самойлова Алексей Баталов Василий Меркурьев Александр Шворин Светлана Харитонова Константин Никитин Валентин Зубков Антонина Богданова Борис Коковкин.
Личные драмы звезды фильма «Летят журавли» Татьяны Самойловой: аборты и разводы
Летят журавли (1957) — актёры и создатели | В фильме «Летят журавли» советский актер театра и кино, театральный режиссер и педагог, Народный артист СССР Василий Меркурьев сыграл Федора Ивановича Бороздина – отца Бориса, врача, предложившего Веронике переехать к ним после смерти ее родителей. |
Актеры и роли фильма Летят журавли (1957). Сюжет, съёмки, интересные факты. | 1957, жанр - мелодрама, драма, военный, история, режиссер - Михаил Калатозов. |
«Летят журавли». История невыдуманной любви | Фильм Летят журавли остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. |
Летят журавли (1957) — смотреть фильм — Военная хроника | Кадр из фильма "Летят журавли". |
Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр
Однажды, бомба попадает прямиком в родное гнездышко Вероники, где та выросла. Погибают её родные. Несчастная девушка остается без самых близких ей людей, поэтому она обращается к родителям своего парня и те воспитывают её, как родную дочь. Неужели судьба вновь внесет свои коррективы в жизнь Вероники? И каковыми те будут — горькими, словно та война, что уничтожила всё вокруг или сладкими, подобно новостям о том, что скоро, Боря вернется с фронта?
И — вот удивительно — авторы картины, да и зритель почему-то сопереживают ей, оказываются на ее стороне. Когда этот фильм вышел на экраны, он потряс и кинозрителей, и критиков, и все общество. Он получился невероятно страстным, откровенным, и при этом удивлял, поражал, даже шокировал. И уж точно не был похож ни на один другой фильм, снятый в Советском Союзе. Как же удалось достичь этого? Почему фильм так впечатляет зрителя до сих пор?
Кадр из фильма «Летят журавли», киностудия «Мосфильм», 1957г. Глубоко личная история Начать следует с того, что фильм был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», написанной в 1943 году. Это первое литературное произведение писателя, к тому же написанное им в госпитале, где он лежал после ранения. У Виктора Розова получилась щемящая, глубоко личностная история, прототипами которой стали реальные люди и их судьбы. Может быть поэтому писатель так сопереживает своим героям, мыслит не штампами советской пропаганды, а вкладывает в них всю душу. Фильм Михаила Калатозова — это размышление о неслучившемся: о том, какой прекрасной могла бы быть жизнь героев, если бы не началась эта страшная война. И хотя в фильме звучит всего лишь один роковой выстрел, он обрывает эту прекрасную неслучившуюся жизнь. Великолепная операторская и режиссерская работа погружают зрителя в совершенно особый мир, отсылая к воспоминаниям героини, к прежним, довоенным временам. Они заставляют взглянуть на мир глазами героини и ощутить каждую ее мысль, ее страх, ее смятение, ее слабость и отчаяние, ее гнев: каждый оттенок ее настроения. Главная роль — Вероники — досталась молодой актрисе Татьяне Самойловой, которая в тот момент только окончила вуз и была еще никому неизвестна, несмотря на то, что уже снялась в небольшой роли в фильме «Мексиканец» по рассказам Джека Лондона.
У Бориса есть возможность получить бронь, однако молодой человек считает, что в этом нет никакого смысла и принимает твердое решение уйти добровольцем на фронт. На сборный пункт он отправляется за сутки до дня рождения Вероники. В подарок девушке он оставляет милую игрушку — белку с золотыми орешками. Проститься с любимым Вероника не успевает — на фронт Бориса провожают без нее.
Чуть позже враг начинает бомбить Москву, в результате чего погибают родители главной героини, а ее дом оказывается разрушен. Отец Бориса, Федор Иванович, врач по профессии, предлагает девушке переехать к ним. Там она встречает двоюродного брата Бориса, Марка. Молодой человек, талантливый пианист, давно влюблен в нее.
У него есть бронь и на фронт добровольцем он отправляться не собирается. Марк настойчиво ухаживает за ней и в конце концов девушка выходит за него замуж. Ее поступок возмущает сестру Бориса, однако Федор Иванович относится к Веронике с пониманием. Тем временем воинская часть Бориса и его фронтового товарища, Степана, в тяжелейших условиях выходит из окружения.
Вынося на себе одного из солдат, молодой человек погибает… Вероника об этом не знает — вместе с семьей Бориса она уезжает в эвакуацию за Урал. Там она устраивается на работу в тот же госпиталь, в котором трудится Федор Иванович, и ухаживает за больными и ранеными. Брак не приносит ей никакого счастья — она по-прежнему любит Бориса и винит себя, считая, что предала жениха. Однажды Вероника становится свидетельницей нервного срыва у раненого солдата, узнавшего, что его невеста вышла замуж за другого.
Видя, как все поддерживают парня, Вероника все больше убеждается в том, что она поступила нечестно, грязно, подло. В смятенных чувствах она выбегает из больницы и поднимается на мост — ей хочется прыгнуть под поезд и покончить уже со всем. Однако, в последний момент на дороге она замечает ребенка и буквально выхватывает его из-под колес машины. Мальчишку зовут Борис и он потерялся… Вероника берет его с собой домой.
Она хочет дать ему поиграть белку, которую ей подарил возлюбленный, однако игрушку унес Марк.
Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает.
Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством.
Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис... Операторская работа Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное — внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника».
Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии. Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции.
Смотрите также
- Как сложились судьбы звезд фильма «Летят журавли» | STARHIT
- «Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу | ИА Красная Весна
- Что еще почитать
- 12 октября 1957 года на экраны кинотеатров вышла картина Михаила Калатозова «Летят журавли»
- Простая фабула
За что ненавидели героиню легендарного фильма «Летят журавли»
Кадр из фильма "Летят журавли", советский черно-белый фильм 1957 года. Легендарный советский фильм, снискавший признания на многих кинофестивалях благодаря трогательному сюжету, прекрасной игре актеров (Татьяны Самойловой и Алексея Баталова) и мастерской операторской работе. "Летят журавли" пока остаются единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского фестиваля. Драма Михаила Калатозова "Летят журавли". По мотивам пьесы "Вечно живые".
х/ф «Летят журавли» (1957 год)
Смотрите фильм Летят журавли 1957 онлайн бесплатно в хорошем качестве HD на Tvigle. Летят журавли смотреть онлайн в хорошем качестве HD 1080 в русской озвучке на видеосервисе Wink. Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Кадр из фильма "Летят журавли", советский черно-белый фильм 1957 года. До того, как сняться в фильме «Летят журавли», актер три сезона отработал в театре имени Станиславского. Драма «Летят журавли» вышла в прокат в 1957-м году и встретила неоднозначную реакцию.
Пронзительные судьбы звезд советской драмы «Летят журавли»
Популярные работы: Летят журавли 1957 , Вас ожидает гражданка Никанорова 1978 , На графских развалинах 1957 девушка на проводах, в титрах не указана Возраст: 28 в год премьеры Актер, Актер дубляжа. Популярные работы: 32 неожиданности 1971 солдатка, в титрах не указана Возраст: 36 в год премьеры Актер. Популярные работы: Тридцать три 1965 , Сержант милиции 1974 , Три сестры 1964 Палюкайтис, эвакуированная рижанка, в титрах не указана Актер, Актер дубляжа. Популярные работы: Солнечный поход 1931 , В огне рождённая 1929 , Мельница на опушке 1927 военный привезший раненых из Сталинграда, в титрах не уакзан Актер, Режиссер, Актер дубляжа.
В этой сцене вы снимались с легендарными Василием Меркурьевым и Татьяной Самойловой.
Все знали, что Меркурьев не любит много репетиций — это был очень большой актер, он всегда был настолько хорошо подготовлен. Мы начали прогонять эту сцену, а перед репетицией мне сказали: «Вы играйте кое-как, немножечко — берегите всю энергию». И я, послушавшись совета съемочной группы, стал играть вполсилы. Василий Васильевич на всю площадку закричал: «Он же ничего не делает!
Но Сергей Урусевский, оператор, подбежал к нему и все объяснил. Потом мы стали снимать, и все было отлично. Я видел глаза Меркурьева — они были почти в слезах, когда я рвал бинты и орал: «Все сволочи! Жить не хочу!
У меня даже пошла кровь, и все были в ужасе: подумали, что я уже теряю сознание. На самом деле это мне в зубы попала нитка от бинта, а у меня слабые десны — кровь идет, даже когда я дома чищу зубы. Через несколько дней я встретился в гримерной с Таней Самойловой. Она увидела меня, раскрыла глаза: «Вы знаете, смотрели этот материал всем худсоветом!
Все спрашивали, кто это, но никто не знал, как ваша фамилия». Наверно, она была увлечена и обрадована больше, чем я. Это был маленький эпизод, всего один съемочный день. Я был очень благодарен Калатозову.
Он сделал это в благодарность за ту мою работу в фильме «Летят журавли».
Превратить зрителя в соучастника — чтобы он не только переживал за героя, а как бы сам бежал с ним, мучился вместе с героем. Через камеру я выражаю свое отношение к событию, и она становится соучастником. Зритель тоже», — говорил он в одном из интервью. Вот знаменитый план Урусевского: камера идет и мечется вслед за героиней, а потом — резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность персонажа среди толпы и танков. А на съемках прохода разведчиков помощники оператора несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора, чтобы он снял все дубли. И как гениально снята сцена попытки самоубийства главной героини.
Тут оператор экспериментировал с изменяющейся скоростью кадров. Благодаря этому изображение передает состояние человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это сильное решение. Борис Урусевский все время изобретал новые технические решения и приспособления. Так, для съемок сцены гибели Бориса он придумал круговые операторские рельсы. Об этой находке до сих пор рассказывают на занятиях студентам ВГИКа. А для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца.
В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали оператора, чтобы камера находилась все время вровень с актером. Клод Лелуш и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля Интересно, что именно съемки этого фрагмента увидел тогда еще совсем юный французский режиссер Клод Лелуш, ставший впоследствии легендой французского кинематографа.
Чувства героев перешли и к артистам. В Москву Татьяна вернулась, окрыленная новым чувством.
Она быстро потратила гонорар и готовилась уехать обратно. Но из СССР ее не выпустили. Самойлова оказалась в больнице, за ней ухаживал Валерий. Актриса захотела иметь детей, но не смогла их выносить. Медики заявили, что у супругов редкая несовместимость крови.
Здоровье Осипова пошатнулось. Сказала мужу: "Валера, если я не рожу, то я не женщина! В 1968 году артистка и писатель расстались. После разрыва они сохранили друг к другу теплые чувства. Осуществить мечту о материнстве Татьяна Евгеньевна смогла в браке с режиссером Театра-студии киноактёра Эдуардом Машковичем.
Они поженились в 1968-м, а год спустя родился сын кинодивы — Дмитрий. Я стала иначе смотреть на мир. И поняла: актрисы, которые отказываются от того, чтобы иметь детей, многое теряют. Даже любовь к искусству не стоит этого счастья — материнства! И теперь, ради того, чтобы чаще быть рядом с сыном, я готова была отказаться от любых съемок», — утверждала Самойлова.
Но Машкович не стремился работать, а потому звездная мама зарабатывала сама. Но звезда рассудила, что обеспечить еще одного ребенка будет невозможно. Она прервала беременность. И если бы я ее родила, она была бы сейчас со мной. Сын-то вырос и вылетел из гнезда.