ИА Чеченинфо rss2lj. Самоназвание чеченцев с древнейших времён по сию пору является Нохчи-Нахчи, буквальный перевод означает Ноев-народ.
О термине нохчи
Чеченцы: кто они? Культурные особенности чеченцев, связанные с понятием «нохчи» Чеченцы — это один из народов, которые связывают свою идентичность с понятием «нохчи». Арабские источники упоминали «чеченцев» ещё в VIII веке, используя термин, который считается заимствованным иранским наименованием нохчей.
Легенда о происхождении чеченцев-нохчей.
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей - | КТО такие ЧЕЧЕНЦЫ, и КАК они оказались в горах Кавказа? |
Кто такие чеченцы/нохчи. | Культура нохчи обладает уникальными элементами, которые делают ее интригующей и привлекательной для исследователей. |
Кто такой народ черкесов — особенности и история noхчи
Чеченцы называют себя - нохчи: что значит слово - нохча? | Применительно к интернетам, нохча — это VIP-самец вайнахского происхождения, зацикленный на непомерной и показной любви к своему народу и тем его традициям и религиозным нормам, которых ему в данный. |
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей | Весь чеченский народ – это нохчи (форма множественного числа), а отдельный чеченец – нохчо (форма единственного числа). |
Кто такой нохча | люди («стаг» - человек в единственном числе). |
Чеченцы называют себя - нохчи: что значит слово - нохча? | Новости:Просмотреть все новости. |
Обычаи и традиции
- 1. Закон гостеприимства
- Значение народа нохчи: особенности культуры и традиции
- Что такое нохчи на чеченском
- Что такое нохчи: история, культура, традиции
- Из Википедии — свободной энциклопедии
НОХЧАЛЛА- свод правил, обычаев и обрядов чеченца....
Смысл сводился к тому, что идут споры по поводу того, как правильно произносить — «нОхчи» или «нАхчи». Ответ одного пользователя мне очень понравился: «Это тоже самое, что сравнивать Израиль и Исраиль». Кстати, прочитайте статью о моем путешествии в Израиль — здесь. Далее он дает развернутый ответ к каждой букве: НА — означает мать. Ведь, если перевести на чеченский язык слово мать, то оно будет «нана», то есть, НА — это сокращенный вариант. Х — на чеченском — это «твой», «ты», «ваша» и так далее. Ч — дом, родной очаг, ущелье. Самое интересное, что тут приведены для примера названия некоторых населенных пунктов в Чечне — Мартан-чу, Гихи-чу и другие. И — переводится, как «это». В итоге получаем следующее значение слова «нАхчи» — «родной очаг — это мать твоя»!
Конечно же, интересное мнение, но оно никакими научными данными не подкреплена, поэтому предлагаю обратиться к более достоверным источникам. Кавказские народы всегда были любопытным объектом для исследований, поэтому недостатка информации в этом вопросе нет. Например, когда я писал статью «История вайнахов» , то столько литературы набралось, что выбирать самое главное было для меня сложной задачей. Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя». Семантика слова состоит из двух составляющих — «нох» и «чи». На чеченском языке имя пророка Ноя звучит как «Нох», поэтому данный момент ни у кого не вызывает сомнений. Но, в отношении частицы «чи» в последние годы появились самые различные толкования. Самое интересное, что раньше практически никто не придавал особого значения смысловой нагрузке частицы «чи». Но, самые авторитетные исследователи утверждают, что частица «чи» переводится как «народ» или «люди».
Ниже попытаюсь доказать вам это. Правда ли, что «нохчи» в переводе значит — «Народ Ноя»?
По историческим данным, нохчи имеют ираноязычное происхождение. Основные волны миграции народа чеченцев относятся к концу I тысячелетия до нашей эры. История народа нохчи богата событиями и перипетиями. Они прошли через множество эпох и культурных изменений. Нохчи боролись за независимость и свободу, неоднократно подвергались захватам и насилию со стороны различных сил. В XX веке во время Второй мировой войны и во время Кавказской войны многие нохчи были вынуждены покинуть свои дома и оказаться в других регионах.
В настоящее время народ нохчи стремится сохранить свою идентичность и культуру, одновременно развиваяся в современном мире. История народа нохчи В прошлом, народ нохчи был включен в состав различных государств и империй, таких как Золотая Орда, Шамхалат, Кавказское княжество и другие. Однако, на протяжении многих веков, нохчи сохраняли свою культуру, традиции и язык, все это время сопротивляясь колонизации и ассимиляции. Самым трагическим событием в истории народа нохчи является Чеченская война, которая началась в 1994 году после обрыва договора о федерации между Чеченской республикой и Российской Федерацией. За 10 лет войны народ нохчи столкнулся с гражданскими страданиями, жестокими репрессиями и массовыми нарушениями прав человека. Этот конфликт оставил глубокие раны в душе народа нохчи и стал основой для формирования их национальной идентичности.
Марра, который допускал идентичность окончания самоназвания чеченцев с аварским словом чи авар. Подобное мнение высказывал и И. Алироев: он также посчитал заслуживающей внимания гипотезу о происхождении окончания этнонима на базе аваро-андийской подветви языков, но употреблял понятие « андийские языки ». Алироеву чеченское слово нах — «народ» могло соединиться с андийским чи — «человек» [К. Согласно советским учёным В. Виноградову и К. Они допускали, что этот суффикс древнее заимствование от тюркоязычных хазар , которые в VII веке совершали набеги на Закавказье через Дарьяльский и Дербентский проходы. Возможно, часть хазар проникла глубоко в горы, вплоть до Аргунского ущелья , где их пребывание оставило след в топнимике и этнонимике проживавших здесь нахских этно-территориальных групп. Новый этноним возник в тюркоязычной среде, но в результате тюрко-нахских контактов был воспринят одним племенным нахским объединением, которое, гораздо позднее в XVII—XIX веках , распространило его на соседние восточно-нахские этногруппы. С этой гипотезой В. Чокаев не претендовали на окончательность решения вопроса и допускали другие варианты, например, возможность идентичности окончания этнонима нохчий аварскому слову чи — «человек» см. Другая гипотеза у Н. Распространение этнонима и связь с этногенезом[ править править код ] Чеченцы , как и родственные им ингуши , сформировались из нахской этноязыковой общности в отдельные этнокультурные объединения сравнительно недавно [75]. Исторический период когда это произошло и другие вопросы этногенеза чеченского народа в кавказоведении на сегодняшний день остаются дискуссионными. Превалирует мнение, что формирование чеченцев в современном понимании этого этнонима являлось результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации восточно-нахского населения в XVI—XVIII веках [76]. Также существует предположение, что даже в XX веке не наступила полная этническая консолидация чеченцев и единое самоназвание нохчий не было воспринято в полной мере всеми чеченскими субэтносами [78]. Шатоевцы и назрановцы неохотно зовут себя нахчоями, что происходит от их прежних враждебных отношений к чеченцам. Но при излиянии сердечных чувств при встречах, в гостях, на пути и проч. Гипотеза о распространении от первоплемени[ править править код ] Ряд исследователей уровня докторов наук Г. Анчабадзе [80] , Ш. Ахмадов [77] , В. Чокаев [81] и др. В своих работах учёные дают этому племени различные варианты названия, часто условные — нахча [63] , нахче [35] , нахчи [82] , нохче [35] , нохчи [36] [80] , нахчои [36]. Регионом формирования племени называют северные склоны Центрального Кавказа — историческую область Нашха почти все чеченские тайповые предания связывают с ней своё происхождение [67] [83] [57] , либо Нохчи-мохк «Страна нохчий» — сам топоним включает эндоэтноним чеченцев [36] [80] [77]. Возможно участие в этногенезе и обеих областей — основные проточеченские тайпы вышли из Нашхи и переселились в Нохчи-мохк, где происходила их дальнейшая консолидация [84]. Не исключено, что на каком-то этапе они стали доминировать над соседними восточно-нахскими этногруппами и, со временем, распространили на окружающих своё племенное название [36] [80] [77]. Некоторые исследователи предполагают, что произошло это в силу сравнительно высокого социально-экономического развития племени нохче [77] и плодородности их территории, которая могла являться житницей местных племён [80]. Лаудаевым высказано предположение, согласно которому собирательное наименование нохчий в транслитерации У. Лаудаева — нахчой первоначально имели только жители Равнинной Чечни Чеченская равнина и историческая область Терк-йисте. Исходя из этого факта, исследователь делал вывод, что самоназвание чеченцев распространилось лишь в конце XVII века — период, когда нахские этногруппы, согласно У. Лаудаеву, переселялись с гор на равнину [86]. Вслед за У. Лаудаевым мнение, что чеченцы начали называть себя нохчий только после переселения на равнину, высказал и Б. Далгат в терминологии Б. Далгата этноним чеченцы используется в устаревшем значении, и соответствует современному термину нахские народы [87]. Позднее гипотезу о распространении имени нохчий только среди равнинных чеченцев поддержали и другие кавказоведы [88] , а Н. Волкова отмечала, что эта тенденция сохранялась достаточно долго и даже во 2-й половине XX века именно по отношению к жителям Равнинной Чечни нередко использовалось имя нохчий, в противопоставлении чеченским горцам — ламарой [83]. Распространение этнонима в XX веке[ править править код ] Соседи нахских народов в XX веке не знали эндоэтнонима нохчий и обычно различали в нахской среде только чеченцев и ингушей под различными экзоэтнонимами. В большинстве случаев, окружающие нахов этносы не знали и об аккинцах , бацбийцах , орстхойцах или других нахских этнообщностях, исключение составляли лишь территориально близкие группы аварцев , грузин , даргинцев и кумыков , которым были известны аккинцы-ауховцы и бацбийцы [89]. Соответственно именовалось и местное население, горное — ламрой и равнинное — охьаранах. Также существовало отдельное понятие — Внутренняя Чечня чечен. Чьо , куда включали Равнинную Чечню и область Нохчи-мохк из Горной Чечни, а жителей именовали чьохьаранах [83]. Собственно нохчий[ править править код ] Собственно нохчий, с точки зрения чеченца, это жители Равнинной и Горной Чечни, объединённые общим самоназванием, чеченским языком и единством происхождения из исторической области Нашха.
Традиционная музыка включает в себя как вокальные, так и инструментальные произведения. Она часто исполняется во время церемоний, праздников, свадеб и других особых моментов в жизни общины. Также традиции чеченской музыки передаются из поколения в поколение, сохраняя их неповторимый характер. Корни и основы традиционных танцев и музыки чеченцев уходят далеко в историю, отражая богатую и многогранную культуру этого народа. Они являются неотъемлемой частью национальной идентичности чеченцев и продолжают играть важную роль в их жизни и выражении их идеалов и ценностей. Народные промыслы и ремесла Чеченский народ издревле славился своими ремеслами и промыслами, которые передавались из поколения в поколение. Эти ремесла играли важную роль в жизни народа и являлись не только источником дохода, но и инструментом сохранения культурного наследия и традиций. Одним из самых известных народных ремесел в Чечне было ковальское дело. Ковали изготавливали различные предметы, такие как оружие, инструменты, украшения и бытовые принадлежности. Их мастерство и тонкость работы были высоко ценены у защитников и воинов, а также в повседневной жизни чеченского народа. Кроме ковали, в Чечне были умельцы, занимающиеся изготовлением кожаных изделий и обуви. Кожевенное дело занимало важное место в жизни чеченцев, так как кожаные изделия использовались как защита от холода и во время военных действий. Мастера чаще всего изготовляли сапоги, сумки, пояса и другие изделия из кожи. Традиционные народные промыслы в Чечне также включают изготовление ковров и ковровых изделий. Чеченские ковры, известные своими яркими узорами и живописным оформлением, были популярны и востребованы не только в своем регионе, но и за его пределами. Ковры использовались для создания уютной обстановки в доме, а также для праздничного оформления. Важным ремеслом в Чечне было и текстильное дело. Женщины занимались ткачеством и вышивкой, создавая разнообразные узоры и орнаменты. Это было не только источником дохода для семей, но и способом самовыражения и передачи культурного наследия. Текстильные изделия в виде национальных одежды, покрывал и рушников украшали дома и использовались во время празднеств и торжеств. Кузнечное и кожевенное дело, изготовление ковров, текстильное дело — это лишь некоторые из народных промыслов и ремесел, которые существуют в Чечне. Они являются неотъемлемой частью культуры и традиций чеченского народа и продолжают существовать и развиваться в современном мире. Традиции и обычаи народа нохчи Народ нохчи, также известный как чеченцы, имеет множество уникальных традиций и обычаев, которые прочно вписаны в их культуру. Семейная структура и роль женщин Традиционная нохчийская семья основана на патриархальных принципах, где главой семьи является отец. Женская линия в семье также имеет большое значение, и родственники по матери играют важную роль в жизни каждого члена семьи. В нохчийской культуре женщины часто считаются душой семьи. Они отвечают за воспитание детей, сохранение семейных традиций и передачу культурного наследия следующим поколениям. Женщины нохчийского народа также известны своим красочным национальным костюмом, который является важным элементом в сохранении нохчийской идентичности. Гостеприимство и традиции приветствия Гостеприимство является неотъемлемой частью нохчийской культуры. Гости всегда встречаются с теплотой и радушием. Хозяева стараются угостить гостей самыми лучшими блюдами и напитками. Традиционно, при приветствии, чеченцы обмениваются поклонами, а мужчины могут обнимать друг друга и целовать в обе щеки. Приветствие «Ассаламу алейкум» мир вам является распространенной формой приветствия при встрече. Брак и свадебные традиции Брак в нохчийской культуре считается важным событием и семейным делом. Родители играют ключевую роль в выборе пары. Обычно, браки заключаются между семьями, имеющими хорошие родственные связи. Свадебная церемония включает в себя многоэтапный процесс, начинающийся с помолвки и заканчивающийся традиционным свадебным пиром. Некоторые из наиболее известных свадебных традиций включают круговой танец «ламаданг», приготовление и обмен свадебными подарками, а также дарение тканей и денег молодоженам. Традиции восстановления справедливости В нохчийской культуре существует древняя традиция восстановления справедливости, известная как «суьйхарь». Суьйхарь представляет собой процесс мирного разрешения конфликта между двумя сторонами. Эта традиция основана на принципе возмещения ущерба и восстановлении семейной чести через договоренности и соглашения между родственниками. Праздники и национальные празднования Нохчийский народ имеет свои уникальные праздники и национальные празднования. Один из наиболее значимых праздников — День Независимости Чеченской Республики, который отмечается 12 мая. В этот день проводятся различные мероприятия, включая парады, концерты, спортивные соревнования и выставки, чтобы отпраздновать и восхвалять свою национальную идентичность.
Кто такие нохчи в Чечне: история, традиции и обычаи народа
Это мысль была развита этнографом И.М. Саидовым, который также, взяв за основу для анализа форму “нохчи”, пришел к выводу, что “нохчи” означает “пахари”. это народ, проживающий главным образом на территории Чеченской Республики в Северном Кавказе. Первоначально нохчи – это жители Чеченской равнины.
Почему чеченцы называют себя нохчи?
Сам термин «нохчи» происходит от слова «нохчу», что в переводе с чеченского означает. Первоначально нохчи – это жители Чеченской равнины. Нохчи изначально не было общечеченским названием, это было название чеченского племени которое спустилось из Ичкерии на равнину. ЧЕЧЕНСКИЕ ТЕЙПЫ И ТУКХУМЫ • Аккинцы (ауховцы, аьккхий, ококи) – потомки бывших жителей горного аула Аух, которые поселились на равнине в 17 в. В настоящее время проживают в Ачхой-Мартановском районе Чечни, Хасавюртовском и Новолакском (бывшем Ауховском). Нохчи, также известные как чеченцы, представляют собой одну из древнейших этнических групп на Кавказе.
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей
От старого к новому: Чеченские свадьбы - Общество | это народ, проживающий главным образом на территории Чеченской Республики в Северном Кавказе. |
ЧЕЧНЯ. Кто такие нохчи и как их именуют в мире (из книги А. Джамухи. The Chechens). » ИА Чеченинфо | “Нохча” – это слово, которое объединяет чеченцев и позволяет им сохранять свою уникальность и идентичность. |
Чеченцы – потомки создателей древней цивилизации
В результате территория чеченцев формально стала частью Российской империи. Во время Второй мировой войны чеченцы отличились мужеством в борьбе с нацистскими захватчиками. Однако после войны они стали сталкиваться с репрессиями и переселением, связанными с предполагаемой немцефильством. В 1991 году Чечено-Ингушская автономная республика стала Чеченской республикой в составе Российской Федерации. Однако в 1994 году начался первый Чеченский конфликт, который длился до 1996 года и привел к значительным разрушениям и потерям среди населения. Второй Чеченский конфликт начался в 1999 году и продолжался до 2009 года. Этот период был особенно тяжелым для чеченцев, который вновь привел к массовым разрушениям и потерям.
Фольклор и музыка Музыкальные инструменты играют важную роль в нохчийской культуре. Одним из самых популярных и известных инструментов является национальная струнная инструментальная кирпичная лира, известная как «доцарб». Этот инструмент имеет глубокий и красивый звук, который отличается от других музыкальных инструментов. Другим важным музыкальным инструментом является «нохчийский тар», который является национальным символом Чечены и олицетворяет богатство и мир, а также голос народа. Нохчийская музыка своеобразна и уникальна, отражая национальный характер и дух в своем звучании. Фольклорные песни, которые исполняют нохчийские певцы, известные как «ашарги», являются одним из главных жанров национальной музыки. В этих песнях отражаются история, любовь, печаль и радость народа, а также его борьба и стремление к свободе. Оркестровые ансамбли и народные коллективы играют важную роль в сохранении и продвижении нохчийской музыкальной культуры. Они исполняют традиционные мелодии и песни на различных мероприятиях и праздниках, передавая наследие и старания своих предков. Фольклор и музыка являются главными элементами нохчийской культуры, которые помогают сохранить и передать богатое наследие этого народа следующим поколениям. Они соединяют людей и отражают сильный дух и идентичность народа чеченцев. Традиции и обычаи нохчей Народ нохчей, или чеченцы, обладает богатым культурным наследием, которое на протяжении многих веков передается из поколения в поколение. Традиции и обычаи играют важную роль в жизни этого народа, определяя его идентичность и образ жизни. Одной из характерных черт традиционной культуры нохчей является большое внимание к семье и роду. В центре чеченского общества находится семья — основная единица, которая обеспечивает гармонию и стабильность в жизни каждого члена этого общества. Большое значение придается браку и родительскому долгу. Женщина, основной привратник традиционных ценностей, имеет важные обязанности по сохранению и передаче наследия своего народа. Традиционные свадебные обряды также занимают особое место в жизни нохчей. Свадьба считается одним из самых значимых событий в жизни молодых людей и сопровождается множеством ритуалов и обычаев. Особое внимание уделывается дорожной части свадебного обряда, которая представляет собой праздничный парад жениха и его родственников во главе с атхо — народным городским головой. Еще одним важным аспектом традиций и обычаев нохчей является гора — священное место, которое особенно почитается этим народом. Гора считается символом силы и мудрости, а также местом обитания хельчо. Основные традиции и обычаи народа чеченцев передаются через поколения и имеют глубокий исторический и культурный смысл. Они сохраняются и преобладают в современном обществе, служа как неотъемлемой частью культурного наследия народа нохчей.
Танцы и музыка народа нохчи являются важной формой самовыражения и средством сохранения и передачи культурного наследия. Важным аспектом культуры народа нохчи является также их кухня. Нохчи готовят вкусные и питательные блюда, которые отражают их культуру и традиции. Популярными блюдами являются чебуреки, хинкали, хачапури и многие другие. Кухня народа нохчи прославляется своими национальными рецептами, которые передаются из поколения в поколение. Культура народа нохчи также включает в себя религиозные и культовые обычаи. Нохчи являются мусульманами и придерживаются исламской традиции. Они выполняют молитвы, соблюдают пост и выполняют другие религиозные обязанности. Важными религиозными событиями для нохчей являются Рамадан и Курбан-байрам. Культура народа нохчи является важной составляющей их идентичности и наследия. Это богатое и разнообразное наследие передается из поколения в поколение, позволяя нохчам сохранять свою уникальность и самобытность. Музыка и танцы Одним из основных музыкальных инструментов народа нохчи является «чтохчепсан» — национальный струнный инструмент, похожий на скрипку. Он играет важную роль в исполнении народных песен и плясок. Также популярными инструментами являются «динг» — местный вид барабана, флейта «салипсмакхар» и «гхирзинкхар» — небольшой мембранный инструмент. Находясь на территории Кавказа, народ нохчи сохранил традицию своих предков в пении и пластических движениях. Танцы народа нохчи производят неизгладимое впечатление своей энергичностью и грациозностью. Они отражают исторический опыт и духовность народа. Основными видами танцев народа нохчи являются «лейго», «чонху», «хьачхара» и «саламурзи». Танец «лейго» символизирует единство и согласие народа, «чонху» — радость и юность, «хьачхара» — силу и мужество, а «саламурзи» — веселье и празднование. Танцы сопровождаются музыкой и песнями на их родном языке, которые передают исторические события, традиции и моральные ценности народа нохчи.
Интерпретации и употребление термина «нохчи» в современном обществе Термин «нохчи» является наименованием, которое олицетворяет народ чеченцев и широко используется в современном обществе. В современном обществе термин «нохчи» употребляется для обозначения идентичности и принадлежности к данному народу. Он объединяет людей, говорящих на чеченском языке, имеющих общую историю и культуру. Термин «нохчи» также используется для обозначения чеченской диаспоры за пределами Республики Чечня. Это позволяет нохчи жить, работать и сохранять свою культуру в других странах. Иногда в современном обществе термин «нохчи» используется для обозначения чеченцев, которые ассоциируют себя с исламской религией. В таком контексте этот термин может отразить религиозные и культурные аспекты чеченского народа. В целом, термин «нохчи» играет важную роль в формировании идентичности чеченского народа и представляет его в современном обществе. Оцените статью.
Нохчи: происхождение и история
- Нохчи, Нахи, Чеченцы, Чечня
- Описание народа чеченцы
- Нохча по чеченски: Кто это?
- НОХЧАЛЛА- свод правил, обычаев и обрядов чеченца....
Что значит по чеченски нохчи?
ИА Чеченинфо rss2lj. Кто такие нохчи? Нохчи — это народ, проживающий в Чеченской Республике, одной из республик Российской Федерации. Очень давно ведутся споры по поводу перевода слова «нохчи». Применительно к интернетам, нохча — это VIP-самец вайнахского происхождения, зацикленный на непомерной и показной любви к своему народу и тем его традициям и религиозным нормам, которых ему в данный.
Кто такие нохчи в Чечне: история, традиции и обычаи народа
люди («стаг» - человек в единственном числе). Чеченцы: кто они? это народ, проживающий в Республике Чечня, которая расположена на северном Кавказе в России. Первоначально нохчи – это жители Чеченской равнины. Главная» Новости» Что значит нохчи.
Значение слова «нохчи»
Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости — «Приходи свободным! Другое устойчивое выражение — «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата — норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат — позор, презрение, гибель. Обычаев много, но в центре — кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия.
Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым — горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства — способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим — он должен первым поздороваться. Если же встречный — старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.
Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым. В адате есть замечательные, достойные правила.
Например, куначество, побратимство , готовность к взаимопомощи — всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или — гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях! Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников».
Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути — страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным.
Введение Нохчи - это народ, проживающий главным образом на территории Чеченской Республики в Северном Кавказе. Они имеют богатую историю, глубокие традиции и уникальную культуру. История Нохчи - один из восточно-кавказских народов, сформировавшихся в эпоху античности и средневековья. Они являются потомками древних нартов и варварских племен, которые жили на Северном Кавказе. С течением времени, в результате этнической и культурной смешанности, сформировалось единое социальное и национальное сообщество - народ нохчи. Культура Нохчи имеют разнообразную и насыщенную культуру.
Этноним введён в научный оборот учёными-лингвистами для обозначения носителей нахских языков. Сегодня эти топонимы встречаются на...
Натаева Зурзакъой - воины, сторожевой дозор, первым принимающий вражеский удар до подхода основных сил.
Чеченский исследователь А. Сулейманов, считал, что этноним напоминает древнейшее этническое название чеченцев дзурдзуки, встречающееся в «Картлис Цховреба». Этноним зурзакой безраздельно господствует в грузинской средневековой исторической традиции по отношению к нахским этническим группам и является собирательным именем для нахов у грузин.
По мнению К. Чокаева, «дзурдзуки» остаются одним из наиболее загадочных древненахских этнонимов. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей.
Кей — не входит в тукхумы. Келой входит в тукхум Шатой. Советский государственный и партийный деятель, чеченский писатель и поэт М.
Маматкаев отнес тайп келой к коронным чеченским тайпам. У тайпа «келой» имеется генеалогическое древо. Составленый на арабском языке ещё до революции, документ состоит из полутора десятков страниц, на которых изображены несколько сегментов тайпа, ведущих свое происхождение от праотца по имени Богура из горного села Кхал-келой.
Кенхой — чеченский тайп, входящий в тухум Шарой. Коренное население древнейшего шаройского села Кенхи, основанного в V веке н. Впоследствии проживающие в селе Кенхи чаройцы отделились в отдельный гар — кенахой, а позже от них образовался самостоятельный тейп — кенхой.
Название тейпа и села происходит от названия реки Кенхи чеч. Курчалой - один из чеченских тейпов. Родовым селом является село Курчала.
Входит в тухум Нохчмахкалой. Могильная плита XIX века в горном Курчали. На камне арабской вязью высечено генеалогическое древо тайпа Курчалой.
Генелогическое древо курчалойцев из Нашха пришёл Кушул. Легенда гласит, что Кушул из Нашха переехал и остановился в местечке, которое называется Курчалах Юртаче Куьрчалахь Юьртачоь. Было у него 3 сына: Шаа, Телип, Курчалхан.
Кхархой - один из чеченских тайпов, представители которого являются выходцами из тукхума овхой, тайп расселён в основном на северо-западной части Дагестана. В Ингушетии существует тайп с похожим названием Корахой Кхорхой. По мнению Асрудина Адилсултанова, Кхархой-Мохк переводе с чеченского значит «Земля кхархойцев» - так назывались обширные территории, которые находились в нижнем течении реки Сулак, простираясь до самого Каспийского моря, особо - левобережье реки Сулак.
Эти земли разделялись на Гочкъар-Мохк и Къоци-Мохк. Майстой - один из чеченских тайпов, не входящих в девять традиционных тухумов. В древние времена был расселен на юге Чечни в области Майста, и поэтому майстой были тесно связаны как с вайнахскими тайпами так и с грузинскими, хевсурами и пшавами.
В народных преданиях чеченцев Майсты считается ведущим культурным и общественно-политическим центром, а представители тайпа лучшими строителями жилых и боевых башен. Мамакаев считал, что, в Майсты съезжались старейшины чеченских тайп для выработки норм обычного права и для совещания по вопросам внешних отношений. Сохранились, и материальные остатки Майсты - многочисленные руины старинных башенных поселений, разбросанные по окрестным склонам, а также обширный некрополь, состоящий из нескольких десятков наземных и полуподземных склепов.
Мержой - тайп, входящее в историческую вайнахскую народность орстхойцев, с которой составляют компонент в этногенезе ингушей и чеченцев. Наряду с другими «горскими землицами» здесь встречается название «Мерези», которое Е. Кушева убедительно сопоставляет с именем «Мереджой», встречающемся в литературе XIX века.
Сведения XVII века являются вообще первыми документальными свидетельствами о народности орстхойцев. Мулкой - небольшой чеченский тейп, расселенный в горах Шатоевский район. В исторических документах 1619 года.
Также упоминается общество Мулкъой - Мерезинские и шибуцкие люди - Тшанские и Mулкинские люди. В Мулкъое добывали помимо свинца, в незначительном количестве и серебро.