Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин.-13. 12 апреля 1961 года осуществилась давняя мечта человечества – состоялся первый полет человека в космос. Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года.
Полет Гагарина в космос поминутно
Первый полёт в космос. Рассказываем, как ученые в СССР разработали и построили космический корабль «Восток-1», как прошел первый запуск человека в космос. Первый полет человека в космос длился 1 час 48 минут. Исследователи только присматривались к космосу, пытались понять роль человека в его освоении.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. Первый человек в космосе. 12 апреля 1961 года совершил первый в истории полет человека в космос. Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. 58 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком.
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова
Прием…» С этим позывным 16 июня 1963 года мир услышал с далекой орбиты первую в мире женщину-космонавта Валентину Терешкову. Первая женщина в космосе провела на орбите почти три дня в июне 1963 года. Во время полета ей пришлось преодолеть множество проблем, которые не были обнаружены до распада Советского Союза. Она остается единственной женщиной, выполнившей одиночную миссию. C января по май 1963 года готовилась к полету на космическом корабле «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с Ириной Соловьевой, Валентиной Пономаревой, Жанной Еркиной. Была назначена основным кандидатом на полет. Позывной — «Чайка». Продолжительность полета составила двое суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли. Сергей Королев Сергей Павлович Королёв является основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки и идеи имеют мировое значение.
Интерес ученого к авиационной технике возник еще в школе. В 17 лет Сергей Королёв разработал проект безмоторного самолета К-5. В то же время молодой конструктор создал планеры «Коктебель» и «Красная звезда», а также легкий самолет СК-4. Интересно отметить, что Сергей Королёв сам являлся спортсменом-планеристом. После окончания училища и ознакомления с трудами Циолковского у него возникла идея построить ракетоплан. Так, в 1931 году по инициативе Сергея Королёва и изобретателя Фридриха Цандера появилась «Группа изучения реактивного движения» — научно-конструкторская лаборатория по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты. В 1940 году Сергей Павлович был приговорен к 8 годам тюрьмы. Но это не остановило ученого: во время своего заключения он принимал активное участие в создании и усовершенствовании самолетов, проектировал управляемую аэроторпеду и ракетные перехватчики. После войны под его руководством было выпущено еще несколько ракет и их модификаций. Знаковой стала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, в ходе шестого испытания которой в 1957 году на околоземную орбиту был выведен первый в истории искусственный спутник Земли, а в 1961 году — первый космонавт.
Именно поэтому официальная советская пропаганда о них умолчала и раструбила на весь мир лишь об удачной попытке, бог знает какой по счёту. На первый взгляд, появление подобных легенд вполне оправдано, советская космическая программа практически до самого развала страны оставалась мощно засекреченной. С военными аппаратами это вполне ожидаемо — вон, американцы про свой Boeing X-37B тоже ничего не рассказывают, хотя времена сейчас куда более свободные по части информационной прозрачности. Но даже полёты гражданского назначения в СССР долгое время освещались весьма скудно. Вдобавок к этому, широко распространено мнение, будто Советский Союз очень не любил предавать огласке свои неудачи, рассказывая только об успехах. Так ли это было или нет — вопрос большой и отдельный, в него сейчас углубляться не будем. Посмотрим лишь на наиболее яркие примеры именно по теме покорения космоса. Гипотеза о том, что «первые полёты были неудачными, поэтому о них молчали, а вот Гагарин слетал успешно, поэтому о нём рассказали», не выдерживает столкновения с реальностью даже при самых беглых проверках. Начать с того, что о полёте Гагарина советское радио официально сообщило отнюдь не после его успешного завершения. Юрий Левитан зачитал сообщение о первом в мире пилотируемом космическом полёте, когда «Восток» ещё был на орбите.
До посадки корабля оставалось ещё около часа, и за это время успел произойти целый ряд неприятностей, некоторые из которых могли окончиться для Юрия Алексеевича весьма и весьма печально. Ещё несколько сообщений передавались по ходу полёта, сообщая о самочувствии Гагарина и его докладах с борта «Востока». Кроме того, даже если бы полёт оборвался катастрофой, об этом не собирались молчать, согласно постановлению ЦК КПСС «О запуске космического корабля-спутника», принятому 3 апреля 1961 года, полагалось вносить в текст новостных сообщений уточнения по результатам полёта. Если бы что-то пошло катастрофически не так, об этом тоже рассказали бы. Во время, когда публиковались первые сообщения о полёте Гагарина, журналистам не было даже известно, как выглядит его корабль, и поэтому иллюстраторы изображали что-то абстрактное. В духе тогдашней фантастики Когда космос забрал первую жертву, советские СМИ не молчали. Семье Комарова письма с соболезнованиями приходили со всех концов мира. Также отреагировала советская пресса и на гибель экипажа «Союза-11» 30 июня 1971 года, когда разгерметизация спускового аппарата убила Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Георгия Пацаева. Вот так выглядел «Восток» Гагарина на самом деле. Что называется: «Почувствуйте разницу!
Тем не менее легенда достаточно живуча, и началась она, что любопытно, как раз до полёта Гагарина. Неожиданный запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года перевернул мировое представление о возможностях страны. Если до этого общепринятым было мнение, что СССР сильно отстаёт от «свободного мира» по научно-техническому развитию, то после орбитального сюрприза с «бип-бип-бип» надолго укрепилось обратное мнение, что от чёртовых комми можно ожидать вообще чего угодно. Сегодня они вышли в космос, в то время как в прочих странах об этом только в фантастических рассказах писали, а завтра могут столь же внезапно предъявить миру машину времени, телепортатор или каких-нибудь воскрешённых сибирских мамонтов. Так что когда в ГДР, например, в 1958 году опубликовали статью о том, что в космосе побывало уже пять советских граждан, многие всерьёз в это поверили, хотя материал был откровенно шуточный и опубликован был первого апреля. Впрочем, всерьёз история с «нулевыми космонавтами» началась 13 декабря 1959 года. Итальянское новостное агентство Continentale выпустило сенсационный материал, в котором со ссылкой на неназванного «пражского журналиста, имеющего связи в руководстве коммунистической партии Чехословакии» сообщило, будто Советский Союз отправил с ракетного полигона Капустин Яр несколько пилотируемых космических экспедиций, и все они завершились трагически. Иван Качур справа перед испытанием на центрифуге Назывались имена четырёх космонавтов. Трое из них якобы пытались совершить суборбитальный полёт на баллистических ракетах, оснащённых кабинами и средствами мягкой посадки. Александр Ледовский, запущенный в ноябре 1957 года, сумел подняться на высоту 186 миль над уровнем моря, но потом связь с ним была потеряна.
В феврале 1958 года его судьбу повторил Серентий Шиборин. Странное имя «переводят» на русский в разных источниках по-разному, где-то как «Терентий», где-то как «Сергей». Третьим стал Андрей Митков, стартовавший в январе 1959-го, указано, что его ракета взорвалась спустя двадцать минут после отрыва от площадки.
На следующий день всем поступившим выдали форму завода: фуражку, фартук, бархатную гимнастерку и ремень с ослепительной пряжкой. Еще через несколько дней ребят впервые повели в производственный цех.
Там было жарко, всюду кипела работа, было шумно. Юра первое время, по всему видимому, побаивался за себя на производстве, поэтому он всегда старался держаться рядом с мастером, начальником завода — Николаем Петровичем Кировым. Насчет этого в письме, которое он отправил своей семье после первого дня на заводе, Юра сказал: «Но ты не волнуйся, мама, вели мы себя дисциплинированно, от Николая Петровича не отходили... Спустя пару месяцев учебы своего сына, Анна Тимофеевна отправилась на завод в Люберцы, где обучался Юрий Гагарин. Когда она приехала, её встретил воспитатель — Никифоров Владимир Александрович.
Тот, после недолгих разговоров, стал знакомить её с училищем, водил по коридорам общежития. И когда они дошли до комнаты, где жил Гагарин, он с гордостью показал место где живет её сын. Юрий Алексеевич всегда отличался филигранной точностью, аккуратностью, любовью к чистоте и порядку. Я бы сказал, что его собранность, и ответственность приводили, в какой-то мере, даже к излишнему идеализму. Но это было вовсе неплохо.
Когда Гагарин стал в свободное время учиться пилотированию самолетов, он всегда по нескольку раз проверял все системы летательных аппаратов и с швейцарской точностью управлял ими в воздухе. Небо было его стихией. Но это потом, пока Гагарин был самым обычным трудягой-студентом. Отдать должное, на преподавателей Гагарину везло. В школе его сплошь и рядом окружали фанаты своего дела.
То, с каким энтузиазмом и огнем в глазах проводил уроки физики Лев Михайлович, передавалось Юрию Алексеевичу. Он стал отличником в точных науках. Еще в школе, как раз таки Лев Михайлович посоветовал юноше, в ходе личных бесед, прочитать труды Константина Эдуардовича Циолковского. Гагарин снова охвачен одержимостью автора. А после полета Юрий Алексеевич стал удивляться проницательности Циолковского и тому, с какой точностью за столько лет до первого полета в Космос, он смог предсказать такое огромное количество технологий.
Это посильнее Жюля Верна, и Герберта Уэллса и других наших фантастов. Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивным. И они уже летают в нашем небе…» — Юрий Алексеевич Гагарин в своей книге «Дорога в космос» о влиянии на него трудов Циолковского. Поняв и проникшись умственными способностями Гагарина, воспитатель посоветовал маме побеседовать со своим сыном насчет поступления в вечернюю школу, чтобы у того было полностью законченное среднее образование.
Когда Юра вернулся со смены и встретил свою маму, он бросился к ней в объятья. Минут двадцать они просидели не проронив ни слова. После этого Анна Тимофеевна завела разговор насчет вечерней школы. Юрий недолго раздумывая согласился. Пробыв у сына до вечера, Анна Тимофеевна собралась и поехала домой, попутно навестив родственников живущих в Москве.
Юре она оставила домашних солений, которые вместе с отцом они закатывали осенью. Гостинцами Юра поделился со всеми ребятами в комнате. По-началу ребятам учеба в «вечерке» давалась с трудом. Как-никак совмещать занятия в ремесленном было довольно выматывающе. Однако Юра смог вдохновить ребят, самого себя и в конечном счете постепенно из табелей пропали двойки, потом тройки, а потом были вовсе одни пятерки.
Юрий Алексеевич окончил вечернюю школу с отличием, проявив особый успех в математике и физике. После окончания 7-го класса в вечерней школе, Юре было предложено продолжить учебу в Ленинградском физкультурном техникуме. Об этом он написал в письме своим родителям. Вообще, после того, как Юра уехал от своих родителей, он всегда продолжал поддерживать с ними связь. Ежедневно отправляя им письма.
Гагарина это только еще больше сблизило с родителями. Он стал ценить каждую минуту, каждую секунду, проведенную с ними. Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки». Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу".
Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там. Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город.
В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина.
И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер.
Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками. С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны. Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете.
Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе.
Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках. Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить. Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище.
За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии. Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример. Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов.
Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни. Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна! Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика.
Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями.
Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах.
А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота. Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию. Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королёва справа Юрию Гагарину перед стартом. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта. Большую роль при этом играли психофизиологические качества. Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов. За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение. Спуском аппарата с орбиты можно было управлять в ручном режиме, но у медиков не было уверенности в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся в одиночестве на орбите в состоянии невесомости. Чтобы не допустить несвоевременного включения тормозной двигательной установки, в кабине был установлен дополнительный пульт с кнопками — «логический замок». Космонавту нужно было на орбите распечатать специальный конверт и нажать три кнопки из девяти. Продуктов питания Юрию Гагарину загрузили на десять дней. Если бы тормозная двигательная установка отказала, спуск должен был произойти за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы. В этом случае Гагарину пришлось бы пробыть на орбите около десяти суток. Также по теме «России есть чем гордиться»: астрофизик — о достижениях в изучении Вселенной и возвращении астрономии в школу В России в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению космоса. Такого мнения придерживается российский астрофизик,... Незадолго до пуска стало понятно, что на центральном пульте управления один из трёх транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит.
Первые космонавты: кто полетел в космос раньше всех и как сложилась их судьба
Минуты через две Воскресенский снова появился в поле зрения, но уже без берета. Теперь он шагал решительно и быстро. Осташев тоже подошел, и, судя по жестикуляции, оба были довольны принятым решением. Постояв у стола, они повернулись и пошли к бункеру. Когда шагающие фигуры отошли от ракеты, стало ясно, что течь прекратилась: клубящихся белых паров больше не было. Вернувшись в бункер без берета, Воскресенский занял свое место у перископа и, ничего не объясняя, повторно объявил пятнадцатиминутную готовность. В 12 часов 15 минут ракета окуталась пламенем, разбрасывающим стартовый мусор, и, взревев, резко ушла навстречу солнцу. Первая ступень отработала положенные ей 100 секунд. В сбоях видна потеря стабилизации! Проверены первая ступень, ее двигатель, система управления, центральный привод, запуск двигателя второй ступени, горячее разделение, сброс хвостового отсека второй ступени. Дальше пришел обычный доклад, что пленки срочно увозят в МИК [Монтажно-испытательный корпус] на проявку.
Кто-то из солдат, присоединившихся к поиску, нашел берет метрах в двадцати от стартового стола, но Воскресенский не стал его надевать, а нес в руке, даже не пытаясь засунуть в карман. На мой немой вопрос он ответил: — Надо бы простирнуть. От Осташева мы узнали подробности импровизированного ремонта кислородной магистрали. Укрывшись за ближайшей стенкой от паров кислорода, Воскресенский снял свой берет, бросил его на землю и… помочился. Осташев присоединился и тоже добавил влаги. Затем Воскресенский быстро отнес мокрый берет к подтекающему фланцу и с виртуозностью опытного хирурга точно приложил его к месту течи. Воскресенскому советовали на будущее запасаться анализами мочи для стартовой команды на предмет доказательства ее взрывобезопасности. Берет был выстиран и в дальнейшем использовался по прямому назначению». Как видите, эпизод более чем примечательный. И все причастные его хорошо запомнили, в том числе благодаря находчивости конструктора Леонида Воскресенского.
Подробно описан первый запуск Р-9 и в рассекреченных документах, поэтому подозревать советских специалистов в сокрытии правды о событиях апреля 1961 года нет никаких оснований. Впрочем, не только охотники за сенсациями виновны в широком распространении слухов о том, что с полетом Гагарина было что-то не так. Свою долю ответственности перед лицом истории должны нести и советские власти, на протяжении десятилетий засекречивавшие проблемы ракетно-космической отрасли.
Дублирующая копия не макет [1] гагаринского «Восток-1». И только 6 человек в итоге попали в группу подготовки. Некоторые ограничения накладывала и конструкция корабля. Поэтому кандидат должен был соответствовать определенным физическим параметрам: не старше 35 лет, ростом не выше 175 сантиметров и весом не более 75 килограмм. Из-за этого даже возникла угроза отчисления, однако он вышел из положения, подкладывая маленькую подушечку на сидение.
Гагарин шел первым в списке, а его главным конкурентом считали Германа Титова. Первый человек в открытом космосе Подробнее Когда до полета оставался один месяц, то шансы быть первым остались только у Гагарина, Титова и Нелюбова, ведь только для них изготовили индивидуальные скафандры. Драма космонавта Нелюбова». Такое решение было обусловлено несколькими факторами. Он адекватно реагировал на стресс и меняющиеся условия. Бытует даже мнение, что первое место Гагарину обеспечила его обезоруживающая улыбка. Впрочем, это поддерживают не все эксперты.
После войны под его руководством было выпущено еще несколько ракет и их модификаций. Знаковой стала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, в ходе шестого испытания которой в 1957 году на околоземную орбиту был выведен первый в истории искусственный спутник Земли, а в 1961 году — первый космонавт. Для этого Сергей Павлович на базе боевой ракеты разработал семейство трех- и четырехступенчатых ракет-носителей. Сергею Королёву также принадлежат проекты по освоению Марса и исследованию Луны. В память выдающегося ученого установлено множество памятников, его именем названы город, улицы и учреждения. Владимир Комаров Он был в числе первых космонавтов планеты. Не только старше некоторых космонавтов по возрасту, но и опытнее. Когда многие только пошли учиться в академию имени Жуковского, он уже имел высшее инженерное образование, готовился защищать диссертацию. Первый полет — 12 октября 1964 года на корабле «Восход». Тогда впервые в мире на орбиту полетел экипаж сразу из трех человек: Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров. Тем полетом Советский Союз еще раз закрепил свой приоритет в космосе. Причем люди впервые полетели без скафандров. Но космическая гонка была в самом разгаре. И в США уже шла подготовка экспедиции на Луну. Главный конструктор Сергей Королев, хотя и мечтал сразу долететь до Марса, решил не отдавать лунную пальму первенства американцам. И в 1962 году был спроектирован корабль «Союз», предназначенный для облета спутника Земли. Работа над кораблем продолжалась пять лет, но, несмотря на три пробных запуска, к 1967 году «Союз» оказался еще не готов… Тем не менее, Владимир Комаров полетел на «Союзе-1». Полет закончился трагически. Комаров стал первым человеком, погибшим в космосе 23 апреля 1967 года после 26-часового полета. Парашют отказал при входе в атмосферу, в результате чего его корабль упал на Землю. Читать далее.
Это произошло во время эксперимента, имитирующего космические условия. Атмосфера в барокамере содержала чрезвычайно большую долю кислорода, а также поддерживалось высокое давление. Эти характеристики способствовали быстрому распространению огня, когда космонавт по ошибке бросил вату, смоченную в спирте, на горячую электроплитку. Этой ватой он протирал кожу, снимая медицинские датчики. Горело не только все содержимое барокамеры, но даже шерстяной костюм испытателя. Помочь Валентину быстро не удалось, так как открытие дверей требовало времени из-за перепада давления. Недоступность информации об этом происшествии стала косвенной причиной подобной трагедии для американских астронавтов в 1967 году. Когда готовили миссию «Аполлон» в космическом комплексе им. Кеннеди во время испытаний, случился сильный пожар, унесший 3 жизни. Объем инструкции по безопасности готовили очень подробно, она содержала более 200 страниц. Но риск возникновения пожара не учли, этот пробел стал фатальным. Владимир Ильюшин — космонавт, опередивший Гагарина, неудачно приземлился на территории Китая и был пленен В 1961 году в американской левой газете Daily Worker появилась сенсационная заметка о том, что первый полет в космос совершил вовсе не Гагарин, а В. И состоялось событие не 12 апреля, а пятью днями ранее. Ильюшин по легендам западных СМИ был первым в космосе. Там космонавта держали в плену, выведывая секретную информацию о достижениях советской космонавтики. Поэтому публике представили Гагарина, который в соответствии со слухами, был вовсе не первым. В действительности же В.
Космический заговор: кто был первым космонавтом
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | И судьба не всегда была благосклонна к самым первым: преодоление жёсткого отбора не гарантировало доступа в космос и могло иметь трагические последствия. |
Кто был в космосе до Гагарина. Мифы и реальность | 18 марта 1965 года состоялся первый в истории выход человека в открытый космос: советский космонавт Алексей Леонов в течение 12 минут 9 секунд находился |. |
Первый выход в космос | Он первым из всех живущих на Земле людей побывал в космосе. |
Кто первым вышел в открытый космос | 12 апреля 1961 года первый человек с планеты Земля, гражданин Советского Союза старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» («Восток») стартовал с космодрома «Байконур», вышел в космическое пространство и совершил поле. |
«Поехали!» Интересные факты о первом полете человека в космос | 12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин — советский гражданин. |
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Каждому человеку в мире известно, что самым первым человеком, совершившим полет в космос, стал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. Примерный ученик, активист, участник разных кружков и секций, летчик и первый человек, побывавший в космосе. Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (к годовщине первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г. и 85-летию со дня рождения первого космонавта планеты Земля Ю. А. Гагарина). Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Первый полет человека в космос подтвердил возможность жизни и работы за пределами земной атмосферы.
Первый человек в космосе
На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы. Из 16 блоков «Е» 6 блоков не сработали из-за аварии РН и 2 блока — из-за аварий самого блока 1961 9 марта был проведён первый запуск корабля ЗКА. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками «Иван Иванович». Программа полёта корабля также была выполнена. Научным руководителем работ был В. В августе 1959 года начался отбор кандидатов в космонавты. Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 170 см, вес -до 70 кг, отличное здоровье. Королев отмечал: «Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер...
В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации; для первичной беседы было отобрано 347 человек. К дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 летчиков, которые проходили обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале ЦВНИАГе. Из них 72 отказались от прохождения обследования, 105 были отчислены по состоянию здоровья. Из 29 летчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами. В то время старший лейтенант Ю. Гагарин проходил службу в 169-м истребительном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота поселок Луостари, Мурманская область. Кандидатов в космонавты решено было отбирать из летчиков — истребителей. В ноябре 1960 года для дальнейшей интенсивной подготовки космонавтов были отобраны шесть кандидатов: Ю. Гагарин, Г.
Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и Г. В январе 1961 года начались занятия в летно-исследовательском институте ЛИИ , в г. Жуковский, где был создан тренажер КК «Восток-3А».
В 1955 году Юрий получил диплом с отличием по специальности «литейное производство». Во время учёбы в Саратове произошло знакомство Гагарина с небом. Занимаясь в Саратовском областном аэроклубе, он выполнил 196 полетов на самолёте ЯК-18, налетав 42 часа 23 минуты. Учёба в лётном училище После окончания аэроклуба Юрия Гагарина направили в Оренбург в Первое Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков. Во время учёбы он летал на самолётах: ЯК-18; МиГ-15бис. Он выполнил 586 полетов, общий налет составил 166 часов 41 минуту. Получив квалификацию летчика-истребителя, Юрий Гагарин отправился к месту службы в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота. К тому времени у молодого летчика уже была семья. В 1957 году Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Центра управления полетами. В 1959 году у них родилась дочь Елена, а в 1961 году вторая дочь — Галина. В 1959 году Юрию Гагарину присвоили звание старшего лейтенанта. Тогда же он был представлен на должность старшего летчика. Подготовка к полёту в космос В конце 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в отряд космонавтов. После прохождения тестов и проверок медицинская комиссия признала Юрия годным для полетов. В марте 1960 года он стал слушателем отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС и приступил к тренировкам. В отряде было 20 человек.
Пономарёва, И. Соловьёва и В. Первоначально предполагался одновременный полёт двух женских экипажей, однако в марте 1963 г. После тщательных обследований для космической подготовки выделили троих: Пономарёву, Соловьёву, Терешкову. Основным кандидатом была назначена Валентина Терешкова. Свой космический полёт первый в мире полёт женщины-космонавта Валентина Терешкова совершила 16 июня 1963 г.
Присутствовали Сергей Королёв, Мстислав Келдыш, представители промышленности. Руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юрий Алексеевич «произнёс короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля», - отмечал в дневниковых записях Николай Петрович Камнин. На необходимости такой встречи впоследствии ставшей доброй традицией для всех космонавтов, отправляющихся в полёт настоял Сергей Павлович Королёв. Гагарину, Г. Титову, Е. Карпову, врачу А. Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом... Рассказывает организатор Центра подготовки космонавтов полковник медицинской службы Евгений Карпов: Из дневниковых записей Николая Каманина: «... Юра чувствует себя превосходно. Ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полёте. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении. Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Несколько минут мы занимались с Юрой уточнением завтрашнего распорядка дня. Для того чтобы облететь земной шар, требуется всего полтора часа, а космонавту необходимо сесть в корабль за 2 часа до старта и ждать начала полёта. Надо признать несовершенство подобной организации подготовки к старту. Этот вопрос занимал меня, Королёва и врачей. Мы пытались сократить время ожидания полёта космонавтом хотя бы до 1 часа 30 минут, но из этого ничего не вышло. Только на закрытие люка и на отвод установщика и ферм требуется больше часа. Проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимает 20 минут. Мы все отлично понимаем, что бездеятельное ожидание старта очень неприятная необходимость для космонавта, и поэтому я буду занимать Юру радиоразговорами и сообщать ему о ходе подготовки к полёту... Юра и Герман тоже собираются спать, я слышу их разговор в соседней комнате. Итак, завтра совершится величайший подвиг - первый в мире полёт человека в космос. Сейчас его имя никому ничего не говорит, а завтра оно облетит весь мир, и его уже никогда не забудет человечество». Легендарное: «Поехали! Ведущий конструктор «Востока» Олег Ивановский и слесари-сборщики Владимир Морозов и Николай Селезнёв - отправились на старт, прихватив у медиков контейнер с продуктами питания для космонавта. На лифте поднялись наверх, уложили продукты. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов: 6:00 - состоялось предпусковое заседание Госкомиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, всё готово, вопросов нет, можно производить пуск». Как-то раньше не подумали об этом - спохватились в последний момент: чтобы при приземлении советского покорителя космоса ненароком не приняли за иностранного разведчика... Юрий Гагарин в пути к стартовой площадке, 12 апреля 1961 года На стартовой площадке все ждут космонавтов... Всё ближе. Останавливается почти у самой ракеты. Первым из него выпрыгнул врач, помог выйти Юрию Гагарину. Попрощавшись с Гагариным, Титов возвратился в автобус. Короткий доклад председателю Госкомиссии, последние напутствия... Юрий Гагарин на Байконуре перед стартом, 12 апреля 1961 года Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговорённое расписание. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали... Скупые, но достоверные кадры кинохроники этого момента сохранились - заслуга кинооператоров студии «Моснаучфильм». Юрий Гагарин у лифта подъёмника на борт ракеты, 12 апреля 1961 года... И вот уже лифт поднимает Юрия к вершине ракеты... Юрий Гагарин перед входом в кабину космического корабля «Восток» Установлена связь между бункером стартового комплекса и кораблём «Восток». Около 8 часов утра повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта оперативно крышка люка крепилась 32 гайками! Ивановский и слесарь-монтажник В. Других ЧП на старте «Востока» не зафиксировано. Дежурному расчёту покинуть старт! Отвести фермы обслуживания! Рассказывает Юрий Алексеевич Гагарин: Всех волновал вопрос: как будет себя чувствовать человек в космосе? Не отразится ли, например, невесомость на активности его деятельности, адекватности реакций, способности принимать правильные решения? На «Востоках» предусматривался полностью автоматизированный цикл управления кораблём: от старта до посадки. И только при отказе автоматики космонавт должен был перейти на ручное управление. Однако прежде он должен был преодолеть специальный «логический замок» - набрать на шестикнопочном пульте определённое трёхзначное число и лишь после этого мог включить ручное управление. Из опасения непредсказуемых действий космонавта решили не сообщать ему код заранее. Запечатанный конверт с «магическим числом» был приклеен к внутренней обшивке кабины рядом с креслом Гагарина. Достаточно было сорвать печать, чтобы за раскрывшимися лепестками конверта увидеть заветное число. Но вот что любопытно: спустя много лет выяснилось, что «магическое число» - 125 - стало известно Гагарину ещё на Земле до старта. Об этом позаботились ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский и инструктор-методист группы космонавтов Марк Галлай. Они не могли смириться с решением утаить от космонавта, пусть и до поры, возможность перейти на ручное управление… Воспоминания участников запуска 12 апреля 1961 года эти фрагменты интервью впервые прозвучали спустя пять лет после старта «Востока» - весной 1966 года : Отведены фермы обслуживания... Кириллова: «Ключ на старт! Раздался вулканический гул двигателей, ракета медленно оторвалась от стартового стола и, быстро набирая скорость, исчезла из глаз. Но это было первое в мире космическое телевидение! А переговоры Сергея Королёва позывной «Заря 1» и Юрия Гагарина позывной «Кедр» записывались на плёнку в стартовом комплексе и бортовым магнитофоном космического корабля: Переговоры на старте «Востока» Другой аудио- или кинохроники старта корабля «Восток», которую также можно считать подлинной, не существует. Всё на космодроме находилось в режиме строжайшей секретности. Кинооператоров, командированных на Байконур, к моменту старта ракеты отвезли на «безопасное расстояние»... Исторический момент: старт ракеты на Байконуре, 12 апреля 1961 года Справедливости ради, необходимо отметить, что, начиная уже со следующего старта человека в космическое пространство полёта Германа Титова 6 августа 1961 года , на Байконуре всегда присутствовала небольшая группа журналистов ее называли «пресса космодрома» - представители информагентств, центральных газет, радио и телевидения. Благодаря им, со временем была собрана внушительная библиотека, фоно- и фильмотека жизни космодрома.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Первый человек в космосе, Юрий Гагарин, оттуда с орбиты как будто смотрит на нас. На борту находился Гагарин, первый человек, отправившийся в космос под позывным "Кедр" (Кедр, сибирская сосна или кедр).[42] Радиосвязь между диспетчерской запуска и Гагариным включала следующий диалог в момент запуска ракеты. Полёту человека в космическое пространство предшествовали первые искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции и геофизические ракеты.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Гагарина — гражданина СССР, находится под термооболочкой скафандра, сразу его не достать. Карпов, ткнув пальцем в гермошлем Гагарина, сказал: — Надо бы тут чего-то написать. А то будет приземляться, подумают люди, что это еще один Пауэрс какой-нибудь спустился», — пишет в книге воспоминаний «С человеком на борту» знаменитый летчик-испытатель и, кстати, постоянный автор «Комсомолки» в те годы Марк Лазаревич Галлай. Инженер-испытатель и самодеятельный художник Виктор Давидьянц где-то раздобыл красную нитрокраску и вывел на шлеме буквы «СССР». Но времени на это уже не было. Так он должен был бы сам сначала слетать в космос! Но мудрый Королёв все предусмотрел. Должность была создана под летчика-испытателя Марка Галлая. Он был не только асом, но еще и творческим, увлекающимся всем новым человеком. Галлай «придумал», как будет проходить космический полет, основываясь на своих инженерных знаниях и на… фантазии. Занятия на тренажерах были индивидуальными.
Объяснив задание, Галлай перед нажатием на тренажере кнопки «Пуск» каждый раз спрашивал: — К полету готов? Вот это самое «Поехали! Вернувшись из полета, Юрий Гагарин доложил инструктору: «Марк Лазаревич, всё было в точности так, как вы мне расписали. Будто бы вы там уже побывали до меня». Нужно было выполнить боевую задачу — для недавнего летчика-истребителя это формулировалось именно так. Не подвести конструкторов и инженеров. Да и вряд ли вообще кто-то на полигоне Тюра-Там, вскоре получившем название космодром Байконур, думал в тот день о званиях и наградах. Только бы все прошло хорошо, космонавт вернулся живым и здоровым, приземлился на территории Советского Союза. Это уже потом — и торжественная встреча в аэропорту Внуково с красной дорожкой, проложенной от трапа самолета к трибунам начальства. И нескончаемая кавалькада правительственных автомобилей, сопровождавшая на Красную площадь.
И расчувствовавшийся Никита Хрущёв, Председатель Совета Министров Союза ССР, подписавший через шесть дней после знаменитого космического полета секретное распоряжение: «1.
Впрочем, не только охотники за сенсациями виновны в широком распространении слухов о том, что с полетом Гагарина было что-то не так. Свою долю ответственности перед лицом истории должны нести и советские власти, на протяжении десятилетий засекречивавшие проблемы ракетно-космической отрасли. На факты фальсификации итогов орбитального полета Юрия Гагарина западные эксперты указывали еще в апреле 1961 года. Поскольку Советский Союз отказался реагировать на законные требования опубликовать детальное описание ракеты-носителя и корабля, возникло подозрение, что сфальсифицирован и сам полет. Например, корреспондент газеты New York Daily Mirror писал: «Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полете Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли.
Быть может, он совершил этот полет по орбите, а быть может, и нет. Кто-то должен взять на себя роль сомневающегося, и мы с радостью берем ее на себя. Представьте нам доказательства». В ответ посыпались насмешки: дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьезнее, чем можно подумать: вопрос, летал ли Гагарин в космос, поднимают до сих пор, и очень трудно переубедить сомневающихся. В то же время западная политическая элита сразу признала полет Юрия Гагарина фактом.
Дело в том, что еще во времена первых спутников Агентство национальной безопасности АНБ развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда он попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой системой «Селигер». Через 58 минут после начала приема сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На них было хорошо видно, как Гагарин двигается и ведет переговоры. Таким образом, в первый же час после старта правительство США получило доказательство из надежного источника и никогда не ставило полет советского космонавта под сомнение.
Разумеется, корреспондент New York Daily Mirror ничего о перехвате не знал, ведь АНБ тоже умеет хранить секреты и не распространяется о своих возможностях. Однако президент Джон Кеннеди вполне доверял разведке и направил Никите Хрущеву поздравительную телеграмму. Нам необходимо зафиксировать важное соображение. Никаких независимых доказательств полета Юрия Гагарина, кроме подтверждения АНБ, рассекреченного сравнительно недавно, не существует. Рейс корабля «Восток» продолжался всего лишь 108 минут как показал анализ документов, еще меньше — 106 минут ; все данные о нем, предоставленные публике, исходили только из СССР, причем аккуратно дозировались и часто выглядели противоречиво. Документальный фильм «Первый рейс к звездам», выпущенный в 1961 году, более чем наполовину состоит из постановочных сцен, среди которых можно с удивлением увидеть кадры футурологической ленты Павла Клушанцева «Дорога к звездам» 1957.
Архивные документы, связанные с кораблем, ракетой-носителем, отрядом космонавтов и т.
Эксперт Добро. Журнала рассказал правду. Гагарин не летал в космос, он просто был подставным лицом с идеальной анкетой! Информацию о гибели «нулевых космонавтов» обнародовали ещё до полёта Гагарина. Первыми об этом написали журналисты итальянского новостного агентства «Континенталь» в 1959 году, со слов «анонимного высокопоставленного чешского коммуниста». В публикациях были даже имена и даты кончины: Алексей Ледовский погиб 1 ноября 1957 года «в ходе суборбитального запуска», Сергей Шиборин — 1 февраля 1958 года, Андрей Митков — 1 января 1959 года, Мария Громова — 1 июня 1959 года.
Юрий Гагарин Уже через несколько месяцев итальянские корреспонденты пошли дальше: рассказывали о неком «лунном корабле», взорвавшемся на сибирском космодроме Sputnikgrad, о предстоящем секретном космическом рейсе. Ни одна из сенсаций не подтвердилась и вскоре журналистам перестали верить. Затем в Associated Press напечатали, что в сентябре 1960 года разбился Иван Качур, а в октябре того же года — Пётр Долгов. В 1965 году в итальянской газете Corriere della Sera опубликовали статью о двух братьях Акилле и Джованни Юдика-Кордилья, которые построили под Турином частную радиостанцию. Они уверяли корреспондентов, что перехватили сигналы из космоса. Один из сигналов якобы был разговором трёх русских пилотов — женщины и двух мужчин, имя одного из которых — Алексей Белоконев.
Во время полета он выполнял фигуры, которые позволяли в специальной камере в салоне создать невесомость в течение 25 секунд. Советский Союз всеми силами пытался удержать первенство в космической гонке.
В картине «Время первых» 2017 , консультантом которой был космонавт Леонов, показано, что подготовку форсировал генерал-лейтенант Каманин. Но журналисты выяснили, что сам Королев был инициатором ускорения космической программы. Он понимал, что первенство не удержать, и чувствовал, что руководство страны теряет интерес к космосу. Поэтому ему срочно нужно было продемонстрировать очередное достижение космической программы. В марте 1965 года космонавты Леонов и Беляев отправились в исторический полет в космос. Он должен был показать миру, что не только первый человек в космосе родом из СССР, но и первый, кто выйдет в открытое космическое пространство, будет советский космонавт. Фото: ru. Сейчас скафандр, которым пользовался космонавт, кажется настолько примитивным, что подвиг Леонова вызывает еще большее восхищение.
Согласно официальной статистике, Леонов провел в открытом космосе 16 минут. Пребывание не далось легко. Уже через несколько минут после пребывания в безвоздушном пространстве космоса Леонов обнаружил, что из-за разницы давления скафандр сильно раздулся и не пролезет в шлюз. Ситуация осложнялась тем, что «Восход-2» через несколько минут входил в тень Земли, а поэтому космонавт рисковал оказаться в открытом космосе в полной темноте. Леонов вспоминал, что из-за волнения так обильно потел, что перестал нормально видеть. Пот залил не только глаза, но и стекло скафандра. За время пребывания в космосе Алексей Архипович, по его словам, потерял шесть килограмм. После возвращения на Землю на вопрос комиссии, почему он не сообщил в Центр управления полетом ЦУП о проблеме со скафандром, Леонов ответил, что у него было лишь полчаса и он не хотел, чтобы в ЦУПе началась паника.
Он не знал, что в это время его коллега Павел Беляев пытался понизить содержание кислорода в кабине корабля, чтобы избежать возгорания и взрыва. На этом приключения космонавтов не закончились. Во время возвращения на Землю они чуть не погибли из-за того, что в кабине резко возросло давление. Кроме того, произошли технические неполадки, и капсула приземлилась за сотни километров от запланированного места. Космонавты оказались в глухой тайге, и лишь спустя семь часов их обнаружила спасательная экспедиция. Леонов вспоминал, что в тайге вертолеты не могли приземлиться, а космонавты дотянуться до спущенных трапов. Спасатели сбрасывали теплые вещи и одеяла, но они повисали на деревьях, а бутылки с коньяком, сброшенным для согрева, разбивались.