Княжение Александра Невского (1236-1263 гг.) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища "крестоносцев" (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена).
Канонизация князя Александра Невского
Окончив с отличием частный пансион, Пирогов стал студентом медицинского отделения Московского университета. После учился в профессорском институте в Дерпте, защитил докторскую диссертацию 1832 , совершенствовал свои знания в Берлине и Париже. С 1841 г. Пирогов стал профессором Медико-хирургической академии в Петербурге. Главной заслугой Пирогова является то, что ученый сделал хирургию наукой. Он создал образцовые анатомические атласы, впервые в России выступил с идеей пластических операций, первый в мире выдвинул идею костной пластики, применил наркоз в военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях. За свои заслуги в 1847 г.
Пирогов стал членом-корреспондентом Российской Академии наук. Во время Крымской войны Пирогов принимал участие в обороне Севастополя работал с группой молодых хирургов на перевязочных пунктах и в госпиталях , когда "возможность умереть возрастает... По опыту Крымской войны 1853-56 Пирогов создал учение об общих принципах военно-полевой хирургии, явившееся вкладом в отечественную и мировую военную медицину. Ученый придавал большое значение управлению медицинской службой; считал необходимым в ходе боя оказание помощи, настаивал на обеспечении личного состава индивидуальными перевязочными пакетами, обучении его приёмам наложения первичной повязки и остановки кровотечения. Много внимания уделял организации выноса раненых с поля боя и транспортировке их на перевязочные пункты. По его настоянию в штаты войсковых частей в 1869 были введены специальные носильщики.
После войны Пирогов служил попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа. В 1862 - 1866 гг. С 1866 г. В 1879-1881 гг. Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского флотоводца Адмирала Флота, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, скончавшегося в 1974 году. Кузнецов родился 11 июля 1902 г.
Свою службу во флоте начал в 1919 г. В 1926 г. В 1934-36 гг. Кузнецов командовал крейсером «Червона Украина », в 1936-37 гг. В 1939-1946 гг. Кузнецов был назначен наркомом ВМФ СССР , а с началом Великой Отечественной войны - главнокомандующим Отечественную войну полностью боеготовым и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля.
Под руководством Кузнецова флот победоносно прошел всю войну, а после войны флотоводец заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота. Кузнецов оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий. С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ.
Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник». Показательно и то, что «наместник» с самого начала согласно имеющим место предположениям, уже в 1704 году задумал основать монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года Петр I лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». В результате монастырь будущую Александро-Невскую лавру основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска. Обратим внимание, что монастырь был основан и в честь Святой Троицы.
Случайным это назвать невозможно. Учение о Троице как священном первообразе любви и согласия, которые должны восторжествовать на земле, создал преподобный Сергий Радонежский до того праздник Пятидесятницы в первую очередь был праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и лишь через это событие — воспоминанием о Троице. Выпестованный преподобным Сергием троичный культ стал действенной социальной идеей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах. Взирая на «Святую Троицу», соратники преподобного Сергия учились побеждать «страх ненавистной розни», учились единожитию и единомыслию6. Результатом этого «преодоления» можно считать и одержанную в 1380 году войском святого Димитрия Донского победу на Куликовом поле примечательно, что в том же году произошло обретение мощей святого Александра Невского, оказавшихся нетленными. В новых условиях строительства Российской империи воспоминание о Троице, купно с воспоминанием о святом Александре Невском, выглядело симптоматично и показательно хотя, полагаю, Петр Великий вряд ли до конца понимал «богословскую составляющую» сей связи. В любом случае святой Александр Невский воспринимался как тот, кто боролся и побеждал врага не только силой оружия, но и силой веры. Таким образом, будучи небесным покровителем новой столицы, он выступал не только в роли защитника от внешних врагов, но и в качестве объединителя народа, на сей раз — символа преодоления розни и достижения национального сплочения в рамках многонациональной империи.
То был своеобразный translatio religionis7, свидетельствующий, что в великом князе, прославленном в лике святых, видят не только православного праведника, но и православного «политика», способного отдать жизнь свою «за други своя». Сергей Фирсов 23 августа 2021 г. Александр Невский в русской культурной памяти.
О последнем в советское время даже был снят фильм.
Примечательно, что первые упоминания в русских летописях про эти вооруженные столкновения появились через двести лет. Ряд русских историков подвергали сомнению значение Ледового побоища, дескать, особой угрозы выступление тевтонского ордена не несло, тем не менее, победа двадцатиоднолетнего сына князя до сих пор считает выдающейся среди патриотических историков. К тому же, вызывает вопросы то, что ни Александр, ни его отец никак не отреагировали на оккупацию монголами всех русских княжеств за несколько лет до этих битв. Почему они не пришли на помощь остальным князьям, а, молча и сложа руки, наблюдали, как захватывается Русская земля? Через пять лет после Ледового побоища умер отец Александра, и тот стал княжить в Великом Новгороде.
Но для подтверждения своего статуса он поехал в Орду вместе со своим братом Андреем. Хан вручил ярлык на княжение Новгородом и Киевом Александру. Поскольку Киев после разорения монгольскими оккупантами не представлял из себя ничего интересного, Александр выбрал местом жительства Новгород. Когда через несколько лет в нескольких княжествах вспыхнут восстания против захватчиков, Александр без тени сомнения раздавит их и утопит в крови, как это было, к примеру, в Твери — об этом писал Василий Ключевский. Как ловкий политик, после этого он поедет в Орду, к хану, «замаливать грехи» соотечественников, которые перебили немало ханских сборщиков налогов.
Отговорить хана от жестких выводов ему удалось, но в Орде он заразился смертельной болезнью, от неё и умер, успев выехать в Русь. Через триста лет православная церковь причислила его к лику святых.
Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. Характерно, что, чествуя царя после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии , его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси»4. Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву. В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского. Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник». Показательно и то, что «наместник» с самого начала согласно имеющим место предположениям, уже в 1704 году задумал основать монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года Петр I лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского».
В результате монастырь будущую Александро-Невскую лавру основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска. Обратим внимание, что монастырь был основан и в честь Святой Троицы. Случайным это назвать невозможно. Учение о Троице как священном первообразе любви и согласия, которые должны восторжествовать на земле, создал преподобный Сергий Радонежский до того праздник Пятидесятницы в первую очередь был праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и лишь через это событие — воспоминанием о Троице. Выпестованный преподобным Сергием троичный культ стал действенной социальной идеей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах. Взирая на «Святую Троицу», соратники преподобного Сергия учились побеждать «страх ненавистной розни», учились единожитию и единомыслию6. Результатом этого «преодоления» можно считать и одержанную в 1380 году войском святого Димитрия Донского победу на Куликовом поле примечательно, что в том же году произошло обретение мощей святого Александра Невского, оказавшихся нетленными. В новых условиях строительства Российской империи воспоминание о Троице, купно с воспоминанием о святом Александре Невском, выглядело симптоматично и показательно хотя, полагаю, Петр Великий вряд ли до конца понимал «богословскую составляющую» сей связи.
Исторический экскурс «Александр Невский: только факты»
Профессор Московской духовной академии, протоиерей, член Синодальной комиссии по канонизации святых Московского патриархата Владислав Цыпин отмечает, что князь Александр Невский — один из самых почитаемых святых в России. Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. День перенесения мощей Александра Невского в Петербург – один из главных праздников для всех православных страны, начинается рано утром в Александро-Невской лавре. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. Потому Александра Невского можно назвать великим стратегом.
Канонизация Александра Невского
Характерно, что, чествуя царя после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии , его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси»4. Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву. В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского. Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник». Показательно и то, что «наместник» с самого начала согласно имеющим место предположениям, уже в 1704 году задумал основать монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года Петр I лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». В результате монастырь будущую Александро-Невскую лавру основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска. Обратим внимание, что монастырь был основан и в честь Святой Троицы. Случайным это назвать невозможно.
Учение о Троице как священном первообразе любви и согласия, которые должны восторжествовать на земле, создал преподобный Сергий Радонежский до того праздник Пятидесятницы в первую очередь был праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и лишь через это событие — воспоминанием о Троице. Выпестованный преподобным Сергием троичный культ стал действенной социальной идеей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах. Взирая на «Святую Троицу», соратники преподобного Сергия учились побеждать «страх ненавистной розни», учились единожитию и единомыслию6. Результатом этого «преодоления» можно считать и одержанную в 1380 году войском святого Димитрия Донского победу на Куликовом поле примечательно, что в том же году произошло обретение мощей святого Александра Невского, оказавшихся нетленными. В новых условиях строительства Российской империи воспоминание о Троице, купно с воспоминанием о святом Александре Невском, выглядело симптоматично и показательно хотя, полагаю, Петр Великий вряд ли до конца понимал «богословскую составляющую» сей связи. В любом случае святой Александр Невский воспринимался как тот, кто боролся и побеждал врага не только силой оружия, но и силой веры.
В XVI веке он уже воспринимается не как удельный князь, а как могущественный император, правитель всей Руси.
Общецерковное прославление великого князя состоялось на Соборе 1547 года, когда по благословению митрополита Московского Макария была составлена специальная служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невський именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». Для Иоанна Грозного, в правление которого и произошло официальное причисление великого князя к сонму русских святых, святой Александр Невский был уже не только великим праведником, но и гениальным государственным деятелем, понимавшим и отстаивавшим как оружием, так и словом национальные интересы страны. В очередной раз он становится важнейшим символом, в том числе и символом борьбы с католическим Западом, олицетворением «праведной борьбы». Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России. Вполне понятно, почему Иоанн Грозный, начиная войну с Ливонией 1558 г. Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе3. Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника.
Символ Святой Троицы Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого. Именно царь-преобразователь избрал святого Александра Невского в качестве центрального исторического героя России, во время Северной войны обосновывая свои претензии на невские территории исторической границей, существовавшей между Новгородом и Швецией эпохи святого Александра Невского. Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. Характерно, что, чествуя царя после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии , его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси»4. Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву. В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского.
Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник».
Очень часто святого Александра Невского критикуют за политическую деятельность, за те или иные государственные решения. И забывают о том, что Церковь канонизировала князей исходя не из прагматических критериев или той пользы, которую они принесли стране. В памяти народа князь Александр остался как святой защитник веры, а все остальное — второстепенно. И потому образ его всегда вспоминался в критические эпохи, когда Россия находилась в опасности, на краю бездны или перед решающим выбором. Жизнь святого князя Александра дает нам богатый материал для размышлений. Церковь канонизировала его как защитника православия и, если обратиться к истории того периода, то мы увидим, что он, может быть, единственный, кто не шел ни на какие компромиссы в отношении веры. Папа римский Иннокентий IV обращался к святому князю Александру, обещая поддержку в сражениях против татар, но предложение было отвергнуто, и это помогло сохранить православную Русь. Александр Невский становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира.
Деяния великого князя В те сложные времена князь боролся с врагами не только мечем, но и словом. Он проявлял истинные чудеса дипломатии в условиях, когда каждое решение могло стать поводом для войны. И если нападение происходило, Александр Невский отражал его с мастерством великого полководца. За свою жизнь князь не проиграл ни одной битвы, хотя случаи бывали разные.
Князя нельзя упрекнуть в чрезмерной осторожности. Об этом свидетельствует блестящая победа в Невской битве. Когда в июле 1240 года шведы во главе со своим ярлом и несколькими епископами вошли в Неву, над Ладогой нависла реальная угроза захвата. Александр Невский узнал о происходящем от старейшин.
Он сразу понял, что времени на подготовку к битве нет. Полный сбор ополчения был уже невозможен, поэтому князь со своей дружиной и небольшими отрядами из местных воинов решительно атаковал шведский лагерь. После победы над западными агрессорами русичи еще больше уверились в том, что их князь — истинный Божий посланник. Ответ Римскому престолу Кроме вооруженных нападений, католическая Европа предпринимала многочисленные попытки католизации Руси путем хитрости и уговоров.
Дважды папа Иннокентий IV обращался с посланиями, в которых предлагал князю следовать по пути отца, якобы согласившегося на подчинение Риму. Одновременно осуществлялось папское давление на Александра Невского с целью объединения усилий с тевтонцами для отражения татаро-монгольских нападений. Во втором папском послании говорится о якобы имевшем место согласии князя на присоединение к католической церкви. Папа цитировал Александра Невского следующим образом: «Ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание».
Также было упомянуто желание князя возвести католическую церковь в Пскове. Одновременно папа просил принять в качестве своего посланника архиепископа Прусского. Наконец, в 1251 году в Новгород пожаловало двое католических кардиналов с буллой.
Икона Александра Невского: значение, в чем помогает святыня
5 Александр Невский был канонизирован церковью как благоверный Князь. 8 Александр Невский – это единственный светский православный правитель на Руси и во всей Европе, который ради сохранения власти не шел на компромисс с католической Церковью. Князь Александр Невский был причислен к лику святых не за ратные подвиги, а за защиту православия на Руси. Тема: "Канонизация Александра Невского: к 475-летнему юбилею"Лектор: Тимошенкова Зоя Александровна, кандидат исторических наук, доцент Псков ГУНапоминаем: Ст.
Канонизация Суворова станет предметом ожесточенных споров
Петр I основал монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года он лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». В результате монастырь будущую Александро-Невскую лавру основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска.
Он сумел одержать победу над шведами и немецкими рыцарями, а также удержать татар от истребления русских людей. За эти заслуги и был Александр причислен к лику святых, как истинный воитель и защитник. По сегодняшний день его считают святым покровителем воинов.
Прозвище Невский получил после победы над войском Швеции в битве 15 июля 1240 года. Александр Невский одержал множество военных побед и прославился как политик и дипломат. В 1547 году Невского канонизировали в лике благоверного. В 2024 году исполняется 300 лет со дня перенесения мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.
Владимир — значимое место исторической памяти об Александре Невском. Общерусская канонизация Александра Невского произошла в 1547 г. В связи с этим событием было составлено новое житие князя, церковная служба и начал складываться его иконографический образ в виде монаха-схимника. Александр Невский стал символом борьбы императора Петра I за северо-западные земли и одним из покровителей Санкт-Петербурга. В 1723 г.
6 декабря - день празднования благоверного князя Александра Невского
Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью. Потому Александра Невского можно назвать великим стратегом. Инициатором канонизации Невского был митрополит Макарий — одна из ключевых персон в создании государственной идеологии Российского государства эпохи позднего Средневековья. Орден Александра Невского, учрежденный Екатериной II. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. В преддверии Дня России Омский региональный центр Президентской библиотеки подготовил для читателей виртуальную выставку «Александр Невский: от рождения до канонизации».