Украинские законодатели озаботились судьбой Чечни. Причём настолько, что в Раду внесён законопроект о признании суверенитета чеченской республики Ичкерия*. Запрос «Ичкерия» перенаправляется сюда; см. также другие значения. См. также: Чечня (историко-географическая область).
Чингиз Ахмадов: «История "Ичкерии"* соткана из череды предательств»
Признание «Ичкерии» наглядно показало неадекватность киевского режима. Наткнувшимся на такие строки не знакомым с нашей историей можeт показаться это сюжетом триллера с острым соусом жанра боевика со стойкой ноткой криминала. Однако данный сюжет, к великому сожалению для чеченского народа, на стыке двух веков стал явью. Верховная рада признала "суверенитет Ичкерии" (запрещенная в России террористическая организация); В политическом постановлении говорится, что Россия якобы "оккупировала" Чеченскую Республику. Судьба лидеров и главных действующих лиц независимой Ичкерии в массе своей оказалась незавидной. последние известия. Ичкерия (историческая область) — статья из свободной большой энциклопедии.
Электронный каталог библиотеки «Мемориала»
Общество - 23 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал новость о внесении в Верховную раду украинскими депутатами законопроекта о признании В Верховную раду внесен законопроект о признании независимости Ичкерии Документ опубликован 11 июля 2022 года так называемой Чеченской. Дмитрий Песков Россия Власть 13 июля в 13:00 «Юридический казус»: Песков о признании Радой Ичкерии. Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал новость о внесении в Верховную раду украинскими депутатами законопроекта о признании В Верховную раду внесен законопроект о признании независимости Ичкерии Документ опубликован 11 июля 2022 года так называемой Чеченской.
"Украинский парламент совершил большую ошибку": эксперты о признании независимости Ичкерии*
Верховная рада Украины в ходе голосования признала суверенитет Чеченской Республики Ичкерия. Наткнувшимся на такие строки не знакомым с нашей историей можeт показаться это сюжетом триллера с острым соусом жанра боевика со стойкой ноткой криминала. Однако данный сюжет, к великому сожалению для чеченского народа, на стыке двух веков стал явью. Чеченская республика Ичкерия (Nóxçiyn Respúblik Içkéri, Нохчийн Республик Ичкери) (до 1993 года — Чеченская Республика Нохчичо или Чеченская Республика) — непризнанное государство, существовавшее после распада СССР на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР. Запрос «Ичкерия» перенаправляется сюда; см. также другие значения. См. также: Чечня (историко-географическая область). Комментируя желание депутатов украинского парламента признать «независимость Чеченской Республики Ичкерия», российский политолог Игорь Шишкин отмечает, что в да.
Ичкерия (историческая область)
По данным авторов фильма, в зинданах Грозного и Урус-Мартана содержалось более 6 тысяч человек. Правление Масхадова Как отмечал чеченский историк Джабраил Гакаев , Масхадов оказался не в состоянии консолидировать чеченское общество, поддержав вооружённое меньшинство и отвергнув сотрудничество с центристскими политическими силами и лояльной к России модернизированной частью населения [15]. В сентябре 1998 года Радуев, Басаев и Исрапилов обвинили Масхадова в сговоре с Москвой, потребовав его отставки. В ответ Масхадов отправил в отставку правительство террориста Басаева.
В результате конфликта с полевыми командирами Масхадов потерял контроль над большей частью территории за пределами Грозного. За время правления Масхадова в Чечне быстро деградировали экономика и социальная сфера [15] : Над Чечней реально нависла экологическая и эпидемиологическая катастрофа. Города и разрушенные села практически не восстанавливались, люди жили в разбитых кварталах, где уже давно нет ни канализации, ни воды, а часто — и электричества.
Медицинское обслуживание, по существу, отсутствовало. Люди умирали от массовых болезней и голода, особенно высока смертность среди детей, практически все население нуждается в психотерапии. Школы, вузы практически не работали, кроме нескольких частных колледжей.
Усилился процесс арабизации образования. В Чечне явно обозначились признаки распада хозяйственных, культурных связей внутри социума. Из Чечни продолжался исход населения.
По данным последней переписи 1989 , здесь проживало 1270 тыс. Перед началом второй чеченской кампании население Ичкерии не превышало 400 тыс.
Здесь зародились основы чеченской духовной культуры, сформировались религиозные культы, мифология чеченцев. Еще в Средние века, независимо от того, где они жили, на самом востоке Чечни, на границе с Дагестаном, или на западе, в ущелье реки Асса, чеченцы ощущали себя едиными по языку и происхождению. Передвигаясь в поисках новых земель на восток и север, чеченцы не забывали о своих истоках. Даже в наше время, совсем еще недавно, старики, задавая человеку вопрос о его происхождении, спрашивали: «Из Нашха ли происходит ваш тейп? Согласно преданию, это был камень, на котором сидел старейшина Мюйта, председательствуя на собраниях чеченского Мехк кхела, Высшего Совета страны. Само озеро Галанчож считалось священным, упоминанием его духов скреплялись клятвы. Сохранилась легенда, повествующая о его возникновении: «Близ аула Ялхарой, в месте называемом Амка, было прежде озеро.
Однажды одна женщина со своей дочерью отправились на берег озера и стали стирать грязные пеленки в его хрустальной воде. Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амка. Но и озеро не захотело больше оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж и спустился вниз с почти отвесной высоты. Затем бык подошел к тому месту, где теперь лежит озеро, и где прежде были расположены пахотные участки. Толпа людей, занятых полевой работой, увидев быка, подошла к нему; все дивились его росту и заспорили между собою; одни говорили: давайте, впряжем быка в плуг; другие говорили: нет, не трогайте его, это божий бык. Однако голоса тех, которые хотели запрячь быка, пересилили, и божий бык был подведен под ярмо. Когда он вел первую борозду, — в ней выступила грязь; при второй борозде стало еще мокрее; при третьей — из земли выступила вода, при четвертой — вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей, запрягших чудесного быка, который затем исчез в водах озера». Озеро Галанчож и его окрестности были когда-то культовым центром чеченцев.
Особо здесь чтился, помимо других общечеченских культов, культ божества плодородия Тушоли. У селения Вийлах сохранилось каменное изваяние этого божества. Согласно историческим источникам XVIII века, Галанчож являлся в свое время центром распространения христианства среди чеченцев. По свидетельствам путешественников, здесь еще в конце XVIII столетия сохранялись христианские храмы, которые, правда, к тому времени уже утратили культовое значение. По преданию, их основали шестеро братьев. Нашх — удивительный по красоте край.
Далее — в 1645 г. В комментариях Е. Переселившись в Терки после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским феодалом, эта группа ококов образовала Окоцкую слободу… Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица — территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев.
Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка… Поселения Ших-мурзы Окоцкого находились вблизи селений шамхала Сурхая Суркая на Кумыкской равнине». Сообщается о чеченских обществах Акоз то есть Акка и Мичкиз. Далее автор пишет: «Объединившись с людьми окоцких и мичкизских кабаков, Салтан-Магмут нападал на селения. В связи с такой ситуацией большая часть кумыкских владельцев обратилась за военной помощью в Терский город». Все это — территория, «населенная акинцами ококами », то есть чеченцами Ауха, включая поселения по рекам Аксай, Ямансу и Ярыксу [48, с. Как известно, к владениям шамхалов относилось правобережье Сулака. При этом исследования однозначно указывают на то, что в отмеченный период чеченцы были расселены вплоть до Сулака, включая и его правое прибрежье [127, с. Следовательно, подвластные Ших-мурзе Окоцкому селения, соседствующие с шамхальскими владениями, включали прибрежную полосу Сулака. Добавим к сказанному, что Ших-мурза встречал и сопровождал русские посольства в Закавказье, посредничал в приведении к русской присяге феодалов Дагестана и Кабарды, выполнял ответственные поручения русского правительства.
О значении, которое придавали в Москве предводителю чеченцев Ауха, говорит тот факт, что в русских документах конца XVI в. Так, в грамоте царя Федора Ивановича, датируемой апрелем 1587 г. В том же году Ших-мурзе Окоцкому и шамхалу Тарковскому были жалованы царские грамоты, а послу, передававшему их, предписывалось с Ших-мурзой «говорити по тому же как и с шевкалу князю и шубу подать» [49, с. В своем предисловии к сборнику документов, приводя традиционную, книжную, версию о происхождении шамхала от арабского ставленника, — Шахбала — автор называет Кумух его первоначальной и единственной резиденцией вплоть до конца XVI в. Лишь позднее феодал начинает зимовать в Буйнаке и Тарках, где «застает их водворение русского владычества в Дагестане». При этом «в дружественных отношениях к Московскому государству» находились «мурзы Окуцкие Ушар и Ших». Из документа 1588 г. Более того, в годы временного отсутствия русских в регионе вследствие давления турков Ших продолжал союзничать с Москвой, фактически являясь ее агентом и командуя оставленными здесь пятью сотнями казаков, которые вместе с ним «завоевали даже несколько 8 городов». Ших имел влияние на хунзахского и гумбетовского князей, а также контактировал с грузинскими царями и кабардинскими мурзами, выступая в роли безусловного политического тяжеловеса, что и отражено в документах при именовании его «Окутцким Шихом князем».
Отметим, что Ших имел только своих воинов — 500 человек; Султан-Мут — 200, князь Тюменский — 100, гуэнский князь — 70 [49, с. Роль Шиха отмечал и В. Потто, согласно которому Ших-мурза первым явился в Терскую крепость, устроив здесь Окоцкую слободу. Одновременно с посольством Шиха в Москву 1588 была прислана «челобитная от Терских вольных атаманов и казаков судя по месту жительства Шиха, это были не Терские, а Гребенские казаки , в которой они заявляли, что преж сего служили государю на Тереке и промышляли всяким государственным делом за одно с Ших-Мурзою Окуцким, что сему Ших-Мурзе от шавкальских и горских людей теснота великая, что они переседают его по всем дорогам и хотят убить». Вслед за ауховцами в Терки переселились и чеченцы Мичкиза и Шибута. Причем само нерусское население городка делилось на новокрещенов и мусульман [50, с. Пророссийская ориентация Шиха привела к неизбежному конфликту с шамхалами, попеременно занимавшими протурецкую и проиранскую позицию. В 1595 г. Ших, согласно документам, пал от рук брата Султан-Мута — Ахматхана, которые незамедлительно приступили к распространению своего влияния на область.
Вследствие этого 160 семей ауховцев под руководством Батая Окоцкого племянника Шиха переселились в Окоцкую слободу Терков [48, с. Многочисленные источники указывают на равное положение окоцких князей и шамхалов в глазах русской администрации, которая туземные термины мурза и шамхал зачастую заменяла на «князь». Окоцкий владетель располагал тем же количеством войска, каким владел шамхал, а также руководил походами на Дербент и Дарьял. При этом если кумыкские шамхалы вышли на плоскость лишь к концу XVI в. Таким образом, можно заключить, что шамхалы не были владетелями Терско-Сулакского междуречья, и только через 200—250 лет их потомки станут компилировать предания о владении землями вплоть до Кабарды. Изменение российской политики в отношении чеченского Ауха и его владетелей происходит после указанного убийства Шиха, приведшего к переделу и кабардинскому первенству в отношениях с Терской администрацией. Вследствие этого состоялся вынужденный исход Батая Окоцкого из Терского города. Возникший разрыв провоцирует несколько русских походов в Аух; ряд чеченских поселений и хуторов междуречья Сулака и Акташа были сожжены. С другой стороны, внутренняя борьба в окоцкой среде приводит к переселению части жителей Ауха и значительному населению ими крепости Терки к середине XVII в.
Уже во второй половине того же столетия Аух управляется избранными старшинами; начинается активное заселение левобережья Сулака кумыками из Шамхальских владений. Широкое распространение получает практика совместного проживания аккинцев и переселившихся из-за Сулака кумыков в селах — Эндирей, Аксай, Костек и др. Критически следует относиться к утверждениям дагестанских авторов о том, что чеченцы Ауха изначально находились в подчинении кумыкским князьям, в частности, основателю Эндирейского владения Султан-Муту: документы свидетельствуют об обратном. Так, в 1614 г. Относительно же личности Султан-Мута читаем следующее: «Султан-Мут если и получил от отца во владение земли, народные предания говорят, что Султан-Мут был незаконный сын одного из Шамхалов, бежал от отца и поселился в Чир-Юрте, а потом перешел на Чумлу и основал там деревню, которая потом перешла на место ныне занимаемой Андреевской деревней, то в состав владений его, как объясняет выше сказанные границы, не входила Салатавия и Аух, и даже Качалык… Потомки Султан-Мута… разделили между собою ныне Кумыкские земли… вскоре после прибытия Императора Петра Великого на Кумыкскую плоскость… Генерал Ермолов, занимая Кумыкскую плоскость Русскими войсками, называет их Князьями, поручает им управлять народом» [51, л. Каким образом безюртный Султан-Мут был представлен его потомками-компиляторами в качестве крупного феодала еще предстоит исследовать. Ясно одно: впервые кумыкские владельцы усилились лишь при поддержке Петра I и вследствие русских походов 1718, 1722, 1723 гг. Согласно архивным материалам 1860—1861 , на момент переселения кельбахцев Султан-Мута и его сподвижников в урочище Чумлу приселок Эндирея «в ущельях Акташа жили Ауховцы в ауле Юрт-Аух, где было 3363 двора, откуда Ауховцы впоследствии расселились в Кишень-аух, Ярыксу-аух, и Акташ-аух». При этом «во владение землями Ауховцы имеют от Русского начальства две древние бумаги, одна в настоящее время хранится у Наджая Пукеева, а другая после смерти Дукай-Кади хранится у одного Ауховца, живущего в г.
Читаем также: «Князья не имели никакого влияния, и народ был сильнее князей, впоследствии князья разными подарками склонили на свою сторону Узденей и Кадиев, имевших влияние в народе, и с помощью их стали самопроизвольно действовать в делах общественных и шариатных и притеснять народ, а тех, которые отстаивали права свои, оговаривали пред Русским начальством, выставляя неблагонадежными и изменниками, чем устрашали народ и заставляли повиноваться себе. Все дела общественные решались народом, в чем князья не имели никакого особого права» [52, л. Лишь на следующий год, в 1615 г. Из вышеприведенных документов становится ясно, что в 1614 г. Султан-Мут действует вместе с окоцкими мурзами, то есть с ауховскими феодалами и находится в Сала-юрте, основанном чеченским обществом Салой; также указывается на проживание Султан-Мута с братьями в Окоцких кабаках, то есть в селах чеченцев Ауха. Более чем через сто лет после указанных событий, кумыкские владетели по-прежнему не имели власти над чеченцами, что очевидно из переписки Петра I с шамхалом, где указывается на управление акочанами ауховцами астраханским губернатором. Из документов известно также, что гарнизон крепости Святого Креста чеч. Салкхне , возведенной Петром I и действовавшей с 1722 по 1735 г. В архивном деле находится письмо, датированное 16 августа 1738 г.
Еще в одном архивном деле имеется письмо от 9 февраля 1744 г. В письме от 5 октября 1748 г. Имеется письмо от сентября 1751 г. В другом архивном деле имеется письмо 1753 г. В данной переписке упоминается Аух [59, л. В письме от 1 мая 1756 г. Наконец, в архивной переписке от 7 июня 1782 г. В письме сообщается, что ауховцами убит сын владельца Андреевского Аджимуртазалиева [61, л. При наличии в архивах вышеприведенных документов выглядят абсурдно утверждения некоторых дагестанских историков будто бы чеченцы Ауха аккинцы в 1763 г.
В связи с этим тенденциозные труды этих авторов последнего десятилетия , основанные в большинстве своем на преданиях XIX в. Некоторые современные дагестанские авторы, пишущие на исторические темы, пытаются поставить под сомнение факт исконного проживания чеченцев на территории Терско-Сулакского междуречья. Между тем, имеется множество документальных свидетельств, показывающих, что в прошлом ареал проживания чеченцев в Терско-Сулакском междуречье доходил до побережья Каспийского моря. В путешествии Федота Котова 1623 г. Также сообщается, что «против Терка остров Чечень стоит в море, и тот остров велик и рыб много» [62, с. В другом издании о путешествии Ф. Котова читаем: «От города Астрахани плавают на русских бусах и больших стругах мимо Чечни, только этим путем идти далеко. За рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы — Черкасская слобода, Окоцкая… В море напротив устья Терека находится остров Чечень, — идти до него под парусом полдня, этот остров большой. В примечании отмечено, что «Дженцени, Джецени, на карте Олеария Tzeseni — о.
Чечень» [63, с. Адам Олеарий в своем путешествии 1636 г. Далее сообщает, что они «подошли к острову, лежащему в левую сторону в 8-ми милях от Терок», который персы зовут Джецени [64, с. В XIX в. Надеждин отмечал у чеченцев обширные базары и непосредственные торговые сношения с Москвой и Нижним Новгородом [65, с. Русский писатель и путешественник Василий Немирович-Данченко записал этнографический материал, согласно которому чеченцы проживали в низовьях Волги, а горцы Чечни являлись в Астрахань для поиска работы. Упомянут также и чеченский берег моря [66, с. Учитывая вышеизложенное, а также данные картографии, ясно, что остров Джецени — это о. Село Чеченино на реке Волге — ныне это Нижегородская область, — вероятно, связано с чеченскими торговцами, так как оно лежало по маршруту: Каспийское море — Астрахань — Казань и далее по Волге до Нижнего Новгорода.
Возможно, также были купеческие корабли чеченцев, плававших по Каспийскому морю до Астрахани и до Нижнего Новгорода по Волге. Из газетных сводок XIX в. В одной из статей говорится, что «с образованием Ганзы, когда Новгород получил большое торговое значение, ганзейцы устроили там свою торговую контору, куда везлись товары из Персии, Индии, Аравии; перевозились они по Каспию, оттуда чрез Волгу и другие реки доходили до самого Новгорода». И далее: «Хазары доставляли по этому же пути дорогие меха, шедшие из древней Биармии. Однако же, и этот путь к внешней нашей торговле был утрачен с нашествием татар и открылся только с покорением Казани и Астрахани, да и впоследствии долгое время торговые люди и суда были небезопасны в плаваниях от понизовой вольницы, разбойничавшей почти безнаказанно по Волге и Каспийскому морю» [67, с. В связи со сказанным уместно привести слова Б. Калоева, который писал: «Русско-кавказские связи, как об этом свидетельствуют многочисленные археологические и письменные памятники, восходят к глубокой древности». Чеченцев он называет одним из «первых народов Восточного Кавказа, установивших дружеские связи с русскими поселенцами». Стрюйс в 1670 г.
В указах 1758 г. При выполнении этих работ, как полагали чиновники, «Астрахани от чеченцев и других горских народов опасности быть не может» [70, л. Т, 12]. В подтверждение этому в другом источнике обнаруживаем, что горские «народы Кавказа, обитающие у границ юго-восточной России, часто тревожили их своими набегами: под влиянием Турции и при содействии Крымского хана, их хищнические партии иногда доходили не только что до Астрахани и Царицина, но даже и до Казани» [71, с. Как видно из вышеупомянутого документа, в первую очередь речь шла о чеченцах. В рапорте ген-ла Кнорринга от 16-го января 1800 г. Равинский в свое время писал об острове Чечень как лежащем «против обиталища чеченцев» по близости Аграханского залива [73, с. Жилища чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря» [74, с. В архивах находим дело 1831 г.
В другом архивном деле от 1849 г. В прошении от 14 ноября 1851 г. Тарковский шамхал обращается к царской администрации с просьбой о передаче ему во владение пространства «от острова Поповой косы до самого острова Чечни» [76, л. Т, 11, 29 об. В еще одном архивном деле хранится докладная записка о положении дел с 1834 по 1840 г. В архиве Грузии хранится дело от 1830 г. Чеченская исследовательница Т. К исследуемому времени и об острове, и о городе остались лишь упоминания как о чеченских» [79, с. Известный чеченский этнограф А.
Сулейманов писал о проживании чеченцев Ауха в районе рек Сулак, Терек и западного берега Каспийского моря, где на острове Чечень имелся одноименный городок Чечана. Среди ауховцев он указывал и род Iаккой — аккой [80, с. Надо отметить, что Акки и Аккой являются отдельными тайпами, входящими в общество Аух; аккинцы, по преданиям, считают себя выходцами из Галанчожа, а аккойцы связывают себя с горой Албури-Лам соседняя с более известной высотой Цанта-тау, или Занта-Лам , находящейся у границы Салатавии и Ауха. Более того, на юго-западе от Юрт-Ауха расположено владение Албури-отар, также связанное с общиной Аккой и ее предводителем — Албури, который возглавлял общинное войско. В одном ряду с указанными топонимами стоит название села Албир-Аух, которое, согласно карте середины XIX в. В труде В. Берже, относящимся к середине XIX в. Во второй половине XVI в. По мнению автора, «главной причиной поселения горцев, в том числе чеченцев, у р.
Терки и крепости Св. Креста были социально-политические мотивы» [81, с. Чеченцы проживали не только на плоскости Терско-Сулакского междуречья, но даже и между Тереком и Кумой. В издании 1913 г. Семенкович буквально утверждал, что чеченцы, которых аварцы зовут «буртijay, или буртiзал», живут на Куманской плоскости». О том, что чеченцы действовали в Западном Прикаспии, говорит их участие в военных столкновениях за освобождение Тарков в 1604 г. Желеховской, изданном в 1886 г. Под чеченским аулом Эндери на кавалерию напали чеченцы и много людей перебили. Слухи о больших потерях русской кавалерии в Чечне за Сулаком чрезвычайно тревожили государя.
Говорили, будто-бы чеченцы атаковали драгун и разбили их на голову, в горном проходе между Чечней и владениями шамхала Тарковского» [83, с. Далее рассмотрим сведения об Ауховских поселениях, большей частью уничтоженных в ходе Кавказской войны карательными экспедициями царских войск и тавлинцев Шамиля. С новой активной фазой Кавказской войны и провозглашением Шамиля имамом началось «истребление всех аулов в земле ауховцев». И далее: «В богатых Ауховских аулах производились обыкновенно сборы хищнических партий, и крепость Внезапная с дер. Андреевой безпрерывно были тревожимы набегами, с обессилением же Ауховского общества набеги эти прекратились совершенно» [84, л. В «Актах Кавказской археографической комиссии» можно установить длинный перечень уничтоженных ауховских аулов. Он же писал, что имам Шамиль «принуждал ауховцев к переселению в горы». Более того: «Жилища Ауховцев, их запасы хлеба и сена истреблялись Тавлинцами. Каждый день я получал известие об истреблении горцами разных деревень и о переселении жителей их в Ичкерию».
Костемеровский об этих трагических событиях сообщает в 1858 г. Ауховец горевал о своем семействе и жаловался, что Русские отняли все лучшие места и загнали Ауховцев, как и других нохчио чеченцев , в леса» [94, с. В начале XIX в. Буцковский, перечисляя чеченские села, входившие в общество Аух, упоминает Алмак [95, с. За Алмаком находится гора Цанта, искони считавшаяся Ауховскою [96, л. С 1840 по 1859 г. После падения Имамата в 1859 г. При этом Ауховский участок был присоединен к Кумыкскому округу [93, с. Об этом был издан приказ ген.
Барятинского по Кавказской армии от 23-го октября 1859 г. В 1862 г. В 1867 г. Собственно, Кумыкский с 1869 г. Далее читаем: «По указу от 18. Указом от 19. Кумыкский округ, входивший в Восточный отдел Терской области, был разделен на два округа — Кумыкский округ на плоскости и Нагорный округ из Салатавского, Ауховского и Зандакского обществ. Кумыкский и Нагорный округа вновь были объединены, но получили новое название — Хасавюртовский округ Терской области. В 1913 г.
В 1871 г. Границы вновь образованного округа: «Терек до впадения его в Аграханский залив, и Андийский хребет; в ведомство округа вошли племена: нагайское, кумыкское, чеченское и аварское» [102, с. В газете «Кавказ» от 1890 г. Последний «выразил надежду, что салатавцы, ауховцы и кумухцы и далее будут поддерживать внутренний порядок у себя дома так же хорошо, как это было до сих пор, и что только с помощью их непосредственного содействия можно окончательно искоренить всякое зло в крае» [103, с. На военно-топографической карте Хасавюртовского округа Терской области 1911 г. Приведенные данные наглядно показывают, что задолго до создания Ауховского района в составе Дагестанской АССР ауховское общество с принадлежащими ему землями являлось отдельной административной единицей и имело представительство наравне с другими народами.
Котел был распилен на пластины по приказанию имама Шамиля, который всегда стремился уничтожить все, что связано с древней историей чеченцев, будь то башни или старинные грамоты и рукописи. В Нашхе же, по преданию, хранилась национальная хроника — къоман тептар, рассказывающая о происхождении коренных чеченских тейпов и национальная печать — къоман мухар. В Нашхе долгие годы собирался Мехк кхел — Совет страны, в который входили представители вольных нахских обществ. Чеченцы, живущие в XIX веке, считали, что именно в Нашхе нормы чеченского права сохранились в первозданной чистоте, и старейшины из других районов Чечни посылали туда истцов для проверки правильности вынесенного приговора. Это служит подтверждением тому, что предания многих ичкерийских и чеберлоевских тейпов об их происхождении из Нашха, не просто поэтический вымысел, а исторический факт. Нашх, вероятно, был своего рода перевалочным пунктом для чеченских племен при их миграции с запада на восток. О том, что нахские племена в древности занимали западные области Кавказа, свидетельствует топонимика этих мест, подтверждают это и некоторые исторические источники, например, «Армянская география VII века» Анания Ширакаци, а также труды античных авторов. По всей видимости, под Нашхом до XIV—XVII веков период массовой миграции чеченцев с запада на восток и с юга на север подразумевалась или более обширная территория, или столица страны нахов. По мнению Ю. Дешериева, чеченцы как этнос сложились на территории к западу от Аргунского ущелья. Именно здесь они осознали себя как единый народ — «къам» и единство страны — «мохк». Здесь зародились основы чеченской духовной культуры, сформировались религиозные культы, мифология чеченцев. Еще в Средние века, независимо от того, где они жили, на самом востоке Чечни, на границе с Дагестаном, или на западе, в ущелье реки Асса, чеченцы ощущали себя едиными по языку и происхождению. Передвигаясь в поисках новых земель на восток и север, чеченцы не забывали о своих истоках. Даже в наше время, совсем еще недавно, старики, задавая человеку вопрос о его происхождении, спрашивали: «Из Нашха ли происходит ваш тейп? Согласно преданию, это был камень, на котором сидел старейшина Мюйта, председательствуя на собраниях чеченского Мехк кхела, Высшего Совета страны. Само озеро Галанчож считалось священным, упоминанием его духов скреплялись клятвы. Сохранилась легенда, повествующая о его возникновении: «Близ аула Ялхарой, в месте называемом Амка, было прежде озеро. Однажды одна женщина со своей дочерью отправились на берег озера и стали стирать грязные пеленки в его хрустальной воде. Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амка. Но и озеро не захотело больше оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж и спустился вниз с почти отвесной высоты.
Что такое Ичкерия?
- За тремя опустевшими селами в Чечне закрепили исторические названия
- Чеченская Республика Ичкерия — Рувики
- Первый международный съезд объединенной диаспоры Чеченской Республики Ичкерия
- Свобода Чеченской Республики Ичкерии или сейчас или никогда!
- Кадыров напомнил депутатам Рады, что Ичкерии давно не существует
Верховная рада Украины признала суверенитет Чеченской Республики Ичкерия
Время «Ичкерии» в версии Джохара Дудаева — Аслана Масхадова в Чечне давно ушло. Карта Исторической области Ичкерия (чечен. Нохч-мохк) — название исторической области на юго-востоке нынешней Чеченской Республики. Казалось бы, что такое Ичкерия по сравнению с Россией, которую за её просторы принято называть одной шестой частью Земли? Верховная рада Украины 18 октября большинством голосов признала независимость так называемой Чеченской Республики Ичкерия, передает РБК. Так, киевские депутаты решили подарить несуществующей Ичкерии суверенитет, а Москву назвать ее «убийцей».Депутат от Чеченской Народной Республики Шамсаил Саралиев отреагировал на решение Верховной рады провозгласить еще один крайне странный закон.
Чеченский Аух и западный Прикаспий в источниках и документах (I – сер. XX в.)
Это смешно. RU », — написал Александр Коц в своем telegram-канале. Диверсанты уже третий день подряд атакуют Курскую и Белгородскую области. Тем не менее попытки прорваться на территорию РФ пресекаются российскими военными, сообщили в Минобороны.
Вопреки Хасавюртовским соглашениям, теракты со стороны чеченских боевиков продолжались. С вторжения бандформирований в августе 1999 г. К февралю 2000 г. Летом 2000 г. Начался трудный процесс возрождения Чеченской Республики. Осенью 2003 г.
Кадыров погиб в результате террористического акта. Под его непосредственным руководством в Чеченской Республике в очень короткие сроки произошли разительные перемены. Восстановлена политическая стабильность. Большей частью восстановлены города Грозный, Гудермес и Аргун. Широкие строительные работы ведутся в районах республики. Полноценно заработали системы здравоохранения и образования. В истории Чеченской Республики началась новая страница. В настоящее время Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации с расширенной внутренней автономией и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Глава ее с 2007 г.
Численность населения на 2018 г. Также существуют диаспоры аварцев, ногайцев, турок, татар и некоторых других народов. В связи с активными мерами, предпринимавшимися федеральным центром и республиканскими властями по восстановлению экономики республики, Чеченская Республика является одним из наиболее хозяйственно оживленных регионов Северного Кавказа. К настоящему времени причиненные войнами разрушения жилых массивов в основном устранены, в том числе восстановлен город Грозный, являющийся административным центром ЧР. Земледелие в основном представлено выращиванием зерновых, кормовых и технических культур. Промышленность в основном представлена добычей нефти и природного газа. Однако нефтеперерабатывающие предприятия после войн до сих пор не восстановлены, а из 1300 существующих нефтяных скважин действуют только 200. Общая численность чеченского народа в настоящее время составляет около 2 млн. Из них собственно в самой республике проживает свыше 1,2 млн.
Чеченцы являются самым многочисленным из коренных народов Северного Кавказа, за исключением проживающих преимущественно в зарубежной диаспоре адыгов. В то же время для чеченского менталитета характерна доставшаяся в наследство от древнего сакрального почитания предков особенно сильная привязанность к родной земле. Чеченцы менее большинства других кавказских народов склонны переезжать на постоянное или долговременное местожительство в иные регионы, а многочисленность чеченских диаспор является следствием массового оттока населения из Чечни во время прошедших войн и многочисленности народа самой по себе. Чеченские культура и уклад жизни к настоящему времени претерпели значительные изменения в сравнении с теми, которые были сто и более лет назад. Это связано как с общим для всех народов России прогрессивным развитием социума, влиянием современной государственности и распространением рыночных отношений в экономике, так и с последними событиями собственно чеченской истории. В то же время недоверие к властям и проводимой ими политике в советские годы, в большой степени самобытное развитие чеченской культуры в постсоветское время способствовали гораздо лучшему сохранению чеченцами по сравнению с другими кавказскими народами древних черт быта и национальных идеалов.
Кроме того, депутаты осудили «совершение геноцида против чеченского народа». Непризнанная Чеченская республика Ичкерия была создана в 1991 году после распада Советского Союза.
Де-факто она была ликвидирована во время второй чеченской кампании в 2000 году. Ранее официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова в ходе брифинга назвала проявлением экстремизма предложение Верховной рады Украины признать независимость Чеченской Республики Ичкерия ЧРИ.
Чеченская земля. По другой версии Ичкерия — слово чеченское, в переводе на русский язык означает ровное место среди возвышенности. В применении к географическому положению Ичкерии это название как нельзя больше характерно и соответствует действительности. Названия этих сел являются одновременно и названиями тайпов из Ичкерии Нохч-Мохка : айткхаллой, аллерой, белгатой, беной, билтой, гордалой, гендарганой, гуной, зандакой, курчалой, сесаной, цонтарой, ишхой, харачой, цонтарой, чермой, ширдий, шуоной, эгашбатой, элистанжхой, энакхаллой, энганой, эрсаной, ялхой.
Река Искаьрг Искярг.
Военкор Коц сообщил, что Белгородскую и Курскую области атакуют ичкерийцы* в составе ДРГ
См. также: Чечня (историко-географическая область). Запрос «Ичкерия» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Верховная рада признала "суверенитет Ичкерии" (запрещенная в России террористическая организация); В политическом постановлении говорится, что Россия якобы "оккупировала" Чеченскую Республику. Аслан Масхадов (1951—2005) — полковник, президент самопровозглашенной Чечни-Ичкерии (1997—2005), руководитель подполья. 25-26 ноября в пригороде Парижа состоится І международный съезд объединенной диаспоры Чеченской Республики Ичкерия.
Верховная рада Украины признала «суверенитет» Ичкерии
А вот, например, Европа куда мы стремимся - нет. Куда лезут депутаты? И ради чего? Украинская элита сужает и так узкий коридор возможностей для будущего урегулирования". В Кремле сейчас ломают головы: Лимпопо, Нарния или Тилимилитрямдия — кто следующий? Украинская геополитика — штука серьезная. А люди, которые ее представляют — глыбы. Кстати, в Киеве помещение посольства Сербии освободилось вроде.
Из Чечни продолжался исход населения. По данным последней переписи 1989 , здесь проживало 1270 тыс. Перед началом второй чеченской кампании население Ичкерии не превышало 400 тыс. На территории, находящейся под контролем сепаратистов, происходили массовые нарушения прав человека. В среднем за неделю происходило 60-70 преступлений, в том числе 8-10 убийств. При этом преступления также совершали представители масхадовской власти. Так, 4 сентября 1997 года в Грозном состоялся публичный расстрел женщины и мужчины, обвиненных шариатским судом. Однако по Конституции Российской Федерации на территории России действует мораторий на смертную казнь. Антисемитизм и антиизраильские высказывания в информационной политике сепаратистов Правящая группировка сепаратистов в своей информационной политике пропагандировала антисемитизм [57].
Другим примером является выступление Аслана Масхадова «Сегодня я вынужден признать, что у нас есть ваххабитская идеология, которая делает из нашей молодёжи роботов, отравляет её сознание. Эта идеология привносится искусственно. Её внедряют и распространяют наши враги и евреи…». По мнению Вахаева, данное высказывание отражало мышление сепаратистов, находящихся у власти: «Антисемитизм сегодня привносится в чеченское общество правящей элитой, значительная часть которой находится под влиянием исламских радикалов-фундаменталистов. Мы все сметем. Держись, Россия — мы идем! В официальной сепаратистской газете по поводу убийства сепаратистами заложников-англичан говорилось: «Перед цивилизованным миром мы в очередной раз предстали в образе средневековых дикарей… Спецслужбы России и Израиля сегодня ликуют. Как и все явные и тайные враги ЧРИ» [57].
Сами выборы противоречили законодательству Российской Федерации. По мнению Ж. Гакаева, данные выборы трудно назвать свободными и демократическими: в них не принимало участия около 500 тысяч беженцев из республики. Масхадов подписали «Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия» и Соглашение об основных экономических отношениях между Москвой и Грозным. Согласно тексту этого документа, стороны договорились «навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов» и «строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права». Он основывается на том, что в тексте договора официально употреблялся термин «Чеченская республика Ичкерия», что договор содержал ссылки на международное право как на основу двусторонних отношений и целиком был составлен по форме межгосударственных договоров; эта точка зрения оспаривается другими американскими юристами, указывающими, что ссылки на международное право содержатся и в договорах между РФ и субъектами федерации например, Татарстаном , при том, что договор не был ратифицирован парламентом — процедура, обязательная для международных договоров и для договоров внутри федерации. Как указывает историк Джабраил Гакаев, «Государство Ичкерия не состоялось как с точки зрения международно-правового признания де-юре , так и с точки зрения конструирования институтов публичной власти, защиты основных прав и свобод граждан». Политолог В. Максименко полагает, что данный договор был шагом на пути к территориальной дезинтеграции России и был одной из причин теракта на Дубровке. По его мнению, не следует приравнивать «уголовное преступление — организацию вооруженного мятежа с целью отторжения от России части ее территории — к политическому движению за национальное самоопределение».
Он напомнил, что этой самой Ичкерии давно не существует. Люди добрые, донесите до этих чудаков важное сообщение: пока они блуждают во временном пространстве, потеряв связь с действительностью, Ичкерии даже на бумаге не существует», — сыронизировал Кадыров. Глава Чечни напомнил украинским нардепам, что Ичкерию ликвидировали сами же бывшие ичкерийцы, объявившие в 2007 году об ее упразднении.