драма в пяти действиях русского драматурга 19 века Александра Островского.
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
Написана «Гроза» была в 1859 г. во время путешествия А. Островского по Поволжью. Тютчев «Весенняя гроза» образец заполнения читательского дневника. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории. Ах Батюшки беду Бог больше Борис Григорьич боюсь братец ты мой бросить будет будто вам Варенька вас ваше ведь видишь вижу Волгу воля Вот всем Входят вы глаза Глаша говорит голову Господи грех Гроза гуляет делать дело Дикой домой друг думать душу ему есть жена. Катерина признаётся, что боится не столько грозы, сколько смерти, которая может внезапно её застать со всеми грехами.
Очень краткое содержание
- Песня, написанная представителем МИД Марией Захаровой, победила на премии «Шансон года-2024»
- Островский Александр - Гроза
- "РГ" публикует раннюю версию "Весенней грозы" Тютчева
- Александр Островский: Гроза
- Гроза - краткое содержание пьесы Островского
- Литературные дневники / Стихи.ру
Анализ произведения «Гроза» Островского и критические статьи о пьесе
Анализ стихотворения «Весенняя гроза»: Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Пьеса ского «Гроза», написанная в 1859 году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины Кабановой. Певица получила статуэтку «Золотой гриф» за песню «Сила моя со мной», написанную Марией Захаровой. Приводим для Вас краткое содержание пьесы из школьной программы Островского "Гроза" для ознакомления с основными сюжетными линиями. «Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века.
Александр Островский: Гроза
А мы сейчас всё расскажем и восстановим в памяти: чётко, ёмко, по делу и так, чтобы никто не заподозрил вас в незнании текста. Сначала немного предыстории. Однажды Александр Островский отправился в путешествие по Поволжью. И был поражён абсолютно всем, приятно и не очень. Приятно: видами, Волгой, природой, бескрайностью просторов и синевой неба. Не очень: мещанскими нравами живущих там людей, болотом, которое засасывало любые идеи и нововведения. Тогда-то он придумал и в рекордные сроки написал драму «Гроза» — о столкновении старых мещанских нравов и об удушающей атмосфере маленьких городков с их привычными укладами, где нет места новой жизни. Города Калинов на самом деле не существует, и это важно: Калинов — обобщающий образ любого провинциального городка. Итак, мы знакомимся с Катериной Кабановой — женой маменькиного сыночка Тихона Кабанова. Тихон неплохой в общем-то человек, просто очень слабый.
Жену свою любит, но спокойствие любит ещё больше, поэтому ничего не делает с тем, что его мать — известная на весь город купчиха Марфа Кабанова Кабаниха — тиранит Катерину. Катерина — спокойная честная девушка, которая никак не может прийти в себя.
Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине.
Эта сцена унизительна для девушки. Явление четвертое. Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой.
Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы — и от мамы, и от жены — и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.
Явление пятое Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги.
Тихон прощается со всеми домочадцами. Явление шестое Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.
Явление седьмое Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.
Явление восьмое Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон.
Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками. Явление девятое Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?
Явление десятое Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса.
Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его.
В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать. Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.
Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых.
Сцена вторая Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину. Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят.
Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею.
Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день. Действие четвертое: признание в грехе Явление первое. В городе, возле Волги, гуляют пары.
Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других.
Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина. Внезапно из поездки возвращается Тихон.
Бориса Дикого Островский называет «порядочно образованным». События драмы разворачиваются в вымышленном городе Калинове на Волге, летом.
Изобретатель Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, перпетуум-мобиле. А в городе на центральной площади он хочет поставить солнечные часы, на которые просит деньги у купца Дикого. Борис приехал в Калинов, чтобы получить наследство от бабушки. Но сделать это он может, только если будет во всем слушаться дядю, купца Дикого.
Способ выжить в диком царстве Варвары Кабановой: внешне во всём соглашаться с матерью, а на самом деле постоянно врать ей и делать по-своему. Больше всего на свете купчиха Марфа Кабанова Кабаниха сожалеет о том, что старшее поколение вскоре уйдёт, а новое не научилось чтить заведённых порядков. Вначале Катерина отрицает свои чувства к Борису и старается не думать о нём. Катерина сама рассказывает мужу об измене, впечатлившись видом грозы, в которой ей видится дурной знак.
Понравился материал? Читайте также краткое содержание «Горе от ума».
Действие 3 В гости к Кабанихе приходит ее кум — купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали.
Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются.
После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться. Действие 4 Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает.
Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел. Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет.
Островский А.Н. "Гроза", краткий анализ
Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха , богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов, ее сын. Катерина, жена его. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
Направление в литературе — реализм. Бориса Дикого Островский называет «порядочно образованным».
События драмы разворачиваются в вымышленном городе Калинове на Волге, летом. Изобретатель Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, перпетуум-мобиле. А в городе на центральной площади он хочет поставить солнечные часы, на которые просит деньги у купца Дикого. Борис приехал в Калинов, чтобы получить наследство от бабушки. Но сделать это он может, только если будет во всем слушаться дядю, купца Дикого.
Способ выжить в диком царстве Варвары Кабановой: внешне во всём соглашаться с матерью, а на самом деле постоянно врать ей и делать по-своему. Больше всего на свете купчиха Марфа Кабанова Кабаниха сожалеет о том, что старшее поколение вскоре уйдёт, а новое не научилось чтить заведённых порядков. Вначале Катерина отрицает свои чувства к Борису и старается не думать о нём. Катерина сама рассказывает мужу об измене, впечатлившись видом грозы, в которой ей видится дурной знак. Понравился материал?
Разыгрываем серию «Учимся делать выбор» Герои этих книг: Дарлин и Дэнни, ребята младшего школьного возраста, которым очень непросто делать выбор. Но юный читатель может им помочь, и, что гораздо интереснее, увидеть последствия своего решения. У каждой книги в серии есть несколько концовок, прийти к которым можно разными путями.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Стихи.
Федор Тютчев - Весенняя гроза
Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников. Тема: Свобода Проблема: Стремление к воле тоже характеризует всех молодых героев, потому что старый патриархальный мир всем кажется золотой клеткой. Катерина ищет полную и безраздельную независимость, она готова на кардинальные меры — таков ее честный и прямой характер. Варя добивается свободы украдкой ценой хитрости и системы уступок, что тоже ей свойственно. Тихон воспринимает независимость буквально и довольствуется побегами из дома в деловые поездки. Борис хочет свободы, но не готов за нее заплатить, поэтому отказывается от побега с Катериной. Он крепко привязан к деньгам и не видит без них независимости для себя. Тема: Истинная вера Проблема: Религиозность автор делит на показную и настоящую.
Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить. Тема: Прогресс Проблема: Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество. Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении.
Основная идея В пьесе автор смело обличил социальные порядки. Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга». Купечество творило суд и расправу над простыми людьми, руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. Одна из особенностей пьесы — сочетание беспощадной критики старого и утверждения нового. Автор хотел показать, что патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке. Порядки «Домостроя» безнадежно устарели и только мешают людям. Жители отставшего от времени Калинова уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы.
Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою. Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения как научного, так и нравственного. Автор сравнивает изменения со свежим воздухом, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и её смелый бунт встряхнули застоявшийся город. Конфликт произведения Конфликт — основная движущая сила драматического произведения. Он разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на различных уровнях.
Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой. В реализме он будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Конфликт разрешается в финале произведения. В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Наиболее остро в произведении развивается внешний социальный конфликт: конфликт старшего Кабаниха, Дикой и молодого Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон поколения; конфликт свекрови и невестки; общие порядки в доме не соответствуют новой жизни. Внутренний индивидуально-личностный конфликт наблюдается в сознании Катерины: столкновение мечты идеала и реальности; столкновение религиозности Катерины и чувства к Борису; внутреннее противоречие между чувством к Борису и Тихону. Основной конфликт пьесы кроется в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов Кабаниха и Дикой , и новых прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности Катерина.
В этом заключается внешний, социальный конфликт пьесы. Островский показывает, насколько сильно общество разъедает само себя только из-за того, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклонство уничтожают человеческое начало. Это хорошо видно на примере изобретателя-самоучки Кулигина и купца Дикого. Вся власть в городе сосредоточена в руках Савела Прокофьевича. Он думает только лишь о приумножении капитала. Купец обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт.
Он не считает людьми тех, кто ниже его по статусу. Кулигин же стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе, но противостоять этому не может. К этому противоборству присоединяется ещё и столкновение идеалов главной героини с жестокой реальностью — внутренний конфликт. Его кульминацией является последний монолог героини, в котором Катерина прощается не с жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя!
Смерть Катерины является чертой трагедии. Критика Пьеса А. Островского «Гроза» после своей постановки на сцене породила множество откликов и споров. Отзывы критиков были неоднозначными и часто противоречивыми, что вызвало целую полемику среди писателей-публицистов. Добролюбов Публицист Н. Добролюбова в 1860 году написал статью «Тёмное царство», в которой назвал «лучом света» Катерину. Для него пьеса стала отражением житейских и экономических отношений того времени.
Добролюбов уловил дикость и непокорность всего русского народа, находящегося под гнётом. Писарев Знаменитый публицист Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» критически отнесся к драматизму и лиричности произведения. В поступках Катерины он нашёл безрассудство и неразумность, закончившиеся «самым глупым способом». Критик задаёт читателям ряд вопросов: Можно ли назвать любовью чувство, которое разгорелось от одного взгляда? Почему же совестливая Катерина отказалась от своих принципов при первой удобной возможности? По его мнению, драма просто обличает народную глупость.
Писарев называет Катерину не «лучом света в тёмном царстве», а «бесплодным» явлением. Критик считает, что она не сделала ничего, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. Григорьев положительно отзывается о произведении и обращает внимание на точно переданный дух народа. По его мнению, Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех её проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского. Культура купечества и крестьянства в пьесе определяется словом «народность». Трагизм «Грозы» он отодвигает на второй план, на первый план выносится красота и поэтичность русской природы, провинциальный быт.
Общая оценка в русской критике После авторских чтений «Грозы», её первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками. Особое внимание приковывает тот факт, что пьеса вышла за несколько лет до отмены крепостного права. Видимо, возникшие в преддверии этого события волнения обострили внимание критиков и литературоведов к произведению Островского. Равнодушным пьеса не оставила никого. Каждый нашёл в драме что-то близкое себе, своим принципам и пониманию жизненного уклада. Значение произведения В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Писатель показал, что сильный и смелый человек не может счастливо существовать в обществе, где всё основано на страхе, обмане и подчинении.
Островский обратил внимание на обречённость патриархального мира. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Самое главное — Островский познакомил нас с психологией русского человека. Уже на протяжении более ста лет пьеса пользуется успехом у читателей и театральных зрителей. Пьеса нашла своё воплощение и кинематографе. Произведение входит в обязательную школьную программу по русской литературе. Интересные факты Тайна грозы.
Катерина боится приближающейся грозы: «Катерина с ужасом. Побежим домой! Однако Катерину покарает не безличная гроза. Героиня накажет себя сама. Первые слова пьесы. Текст Островского начинается с песни Кулигина «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». Эту композицию хорошо знали современники Островского.
Главный её посыл: даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь.
Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» , есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [3][4]. Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
Александр Островский Описание книги А. Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли.
Кабанова пилила своего сына Тихона за то, что тот не уважает мать и больше любит свою молодую жену Катерину. Наворчавшись, Кабанова ушла домой. Тихон упрекнул жену за то, что из-за неё ему всегда достаётся от матушки, но его сестра Варвара заступилась за Катерину. Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду. Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла. Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь.
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Реклама Дома у маменьки Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь снится, что она скоро умрёт. Катерина призналась Варваре, что полюбила другого. Варвара не увидела в этом ничего страшного и пообещала устроить Катерине свидание, как только Тихон уедет по поручению маменьки.
Катерина даже слушать об этом не захотела, ведь измена мужу — тяжкий грех. Начиналась гроза. Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой. Действие 2. Муж Катерины уезжает В дом Кабановых пришла Феклуша. Служанка верила страннице: только она приносила вести из внешнего мира в их глухой угол.
Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла. Реклама Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном. Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу.
Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы. Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю.
Реклама Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы пришёл ночью к калитке.
Катерина Кабанова: луч света или торжество отчаяния? Читая "Грозу".
Чтобы принять участие в розыгрыше, нужно: 1. Подписаться на нас; 2. Сделать репост этой записи к себе на страницу; 3.
Никольским и Н. Он также был известен и как активный сторонник трезвеннического движения и лично поддерживал деятельность "братца Иоанна Чурикова", из-за чего у него произошел конфликт с игуменом Арсением по поводу отзыва на книгу Чурикова. Жеденов активно участвовал в работе Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26-28 ноября 1915 года так называемое Нижегородское совещание , где выступал с докладом. Как только Н. Жеденов стал редактором-издателем "Грозы", стиль издания резко изменился - газета стала более едкой и беспощадной в критике политических противников.
Принимая активное участие во внутримонархических распрях, издание Жеденова едко называло Пуришкевича и его сторонников "маргариновыми монархистами", подчеркивая тем самым разницу между ними и монархистами "истинными" к коим он, несомненно, причислял и себя самого. А в 1912 году в "Грозе" появилась публикация, в которой В. Пуришкевич назывался государственным преступником, за то что последний, по сведениям Жеденова, в одном приличном доме произнес хулу на Государя. В ответ Пуришкевич подал в суд, обвинив лично Жеденова и редактора "Грозы" Н. Щеглова в клевете. В суде Жеденов не смог доказать основательность своих обвинений, и 15 декабря 1912 года суд вынес приговор: Жеденов получил 7 месяцев тюрьмы, Н. Щеглов, напечатавший материал, был осужден на 2 месяца, а Еремченко опубликовавший в "Русском знамени" аналогичный материал оказался за решеткой сроком на 6 месяцев.
Это отнюдь не единственный случай судебного преследования газеты. Причем некоторые из них даже заканчивались трагически. Так, один из редакторов газеты отставной штабс-капитан Н. Яцынин 22 февраля 1913 года скончался на другой день после выхода из тюрьмы, где он отбывал двухмесячное заключение. Характерно, что за 1912 год в газете сменилось 13! Сторонники Н. Маркова и В.
Пуришкевича называли газету не иначе как "сектантско-хулиганской", хотя в ней работали известные в правых кругах журналисты: М. Петров одно время он возглавлял "Русское Знамя" , А. Гашков, И. Степанов, Н. Швено-Дунин-Барковский, Н.
В редакции 1854 года эта неровность сглажена возникшей вдруг второй строфой. Гремят раскаты молодые... Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
Строфа по-своему блистательна, но от первой-то осталась лишь первая и последняя строка. Исчезло восторженно-полудетское "как весело... На их место пришла рядовая для поэта-романтика строка: "Как бы резвяся и играя... Если бы Федор Иванович и собиравший его книгу в 1854 году Иван Сергеевич Тургенев знали, как в ХХI веке мы устанем от этого вербального вируса так называют филологи злополучное "как бы" , они бы не стали усердствовать в правке первой строфы.
Главный герой рассказа, видя, что сейчас не до цветочков, выбрасывает свой букет. Как реагирует на это Лёля?.. Слушать рассказ 2мин26сек.
Скачать книгу «Гроза - Александр Островский»
- 32 комментария
- Читать онлайн книгу «Гроза»
- Весенняя гроза 🌩 слушать онлайн стих Тютчева
- Гроза врагов русского народа
- Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
- Гроза - Островский Александр :: Читать онлайн в
«Гроза» М.Зощенко. Слушать
«Гроза», ежедневная литературно-политическая и общественная газета крайне правого направления. Читать бесплатно онлайн книгу «Гроза» полностью, автора Александра Островского в электронной библиотеке Ах Батюшки беду Бог больше Борис Григорьич боюсь братец ты мой бросить будет будто вам Варенька вас ваше ведь видишь вижу Волгу воля Вот всем Входят вы глаза Глаша говорит голову Господи грех Гроза гуляет делать дело Дикой домой друг думать душу ему есть жена.
Александр Островский — Гроза
«Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Островский Александр Николаевич в форматах fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, – очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. Пьеса «Гроза» (1859) – наиболее значимая в творчестве Александра Николаевича Островского.
Анализ произведения "Гроза" А.Н.Островского
По его версии, поступок Катерины был не просто жестом отчаяния, но и протестом — против устоев купеческого мира, жестокого, невежественного и закрытого от любого влияния. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории. Часть 1.
Если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет. Прошлая жизнь Катерины. Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества: «Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. Так до обеда время и пройдет». В девичестве Катерина жила согласно традиционному укладу купечества, то есть делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха. В семье Марфы Игнатьевны девушка продолжает соблюдать традиции — причем не «из-под неволи», а искренне. Как ни странно, у Катерины и Кабанихи близкие взгляды на жизнь. Конфликт между героинями возникает из-за различия в отношении к моральным нормам: Кабаниха хочет, чтобы люди следовали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.
Прототип главной героини. Исследователи считают, что образ Катерины был списан с театральной актрисы Любови Косицкой. С этой женщиной А. Островского связывали творческие и личные отношения. Жизненный путь женщины, её рассказы о себе дали драматургу богатый материал для создания образа Катерины. Сама Косицкая была родом с Поволжья. Биографы Островского писали, что «Сон Катерины» записан с её слов. Любовь Косицкая, как и главная героиня пьесы «Гроза», была верующей и очень любила церковь. Краткое содержание Действие 1 Город Калинов. Иллюстрация С.
Герасимова Купец Дикой — самодур, злобный и жадный — отчитывает своего племянника Бориса на глазах у жителей города. Дикой — единственный родственник Бориса и его сестры, и по уговору он отпишет им свое имущество, если те будут послушны и во всем угодливы. Когда Дикой уходит, Борис признается знакомым Кулигину и Кудряшу, что ему трудно жить в городе Калинове, так как он совершенно не понимает здешних традиций. Кулигин убежден, что честное дело не принесет тут прибыли. Он мечтает о том, что изобретет для человечества нечто полезное, например, громоотвод. Проходящая мимо странница Феклуша уверяет всех, что их город — это земля обетованная. Борис явно осознает, что мечты об изобретении механизмов несбыточны. Он понимает также, что не хочет провести всю свою молодость в этом богом забытом месте. Наедине с собой Борис вспоминает девушку, в которую влюбился, — Екатерину Кабанову. Беда в том, что она замужем.
Кадр из фильма «Гроза». Мать упрекает Тихона в том, что она ему надоела, что жена для него важнее, что вскоре он забудет о почтении к ней. Тихона утомили эти нравоучения, но он продолжает унижаться перед матерью. Катерина также убеждает свекровь в обратном. Но Кабаниха откровенно сожалеет, что ее сын мямля и такого мужа жена бояться не будет. Таковы ее взгляды на то, какой должна быть семья. Тихон нехотя соглашается с ней. Когда она отходит, жалуется на свою жизнь и в расстройстве отправляется пить к Дикому. Варвара и Катерина откровенны друг с другом. Катерина вспоминает детство и юность, как она была счастлива, признается, что уже не любит мужа, что чувствует близость окончания жизни.
Варвара, желая успокоить Катерину, намекает ей на связь с Борисом. На площади появляется безумная Барыня, кричащая о том, что красота тянет в омут. Слова старухи встревожили Катерину. Впоследствии они оказались пророческими. Возвращается Кабанов, и семья идет домой. Действие 2 Тихону необходимо отправиться в другой город на две недели. Семье предстоит церемония прощания, которой руководит Кабаниха. Кабанов повторяет за матерью наставления для жены: не прекословь, почитай свекровь как мать свою, не сиди без дела, не заглядывайся на парней. Эти слова унижают как Тихона, так и его жену. Катю не оставляет предчувствие приближающейся трагедии.
Она умоляет мужа не уезжать или же взять ее с собой. Но он твердо решил погулять на воле, вырвавшись из-под гнета матери. Катерина обнимает мужа на прощанье, но Кабанова заставляет ее кланяться ему в ноги. Свекровь сетует на то, что современная молодежь совершенно забыла о правилах и традициях жизни в их уездном городе. Она ругает Катю за то, что та не плачет об отъезде мужа. Купчиха рада, что в доме есть старшее поколение, которое научит как надо жить. Герасимова Одинокую Катерину настораживает тишина. Она скучает. Метает о детях, о самореализации в каком-нибудь труде. Варя отправляется на вечернюю прогулку и тихонько говорит Кате, что не закрыла калитку, намекая ей на возможность встречи с Борисом.
Девушка сомневается, она хочет оставаться верной женой. Борис тоже понимает аморальность своих чувств к замужней женщине, но хочет увидеться с ней. Действие 3 Для пожилых людей дом Кабанихи — рай, только здесь соблюдены все старинные устои. Москва для них — греховный город, делающий людей несчастными. Появляется Дикой. Он пьян и хочет поговорить по душам. Он жалуется, что всем от него нужны деньги, что он очень недоволен племянником. В поисках дяди к дому подходит Борис. Они с Кулигиным видят целующихся Варю и Кудряша. Девушка намекает Борису, что у оврага его ждет Катерина.
Герасимова Влюбленные встречаются, признаются друг другу в чувствах, назначают новую встречу. Действие 4 Прошло 10 дней. Возвращается Тихон. На городской площади гуляют люди. Видно, как на город движется гроза. Дикой ругает Кулигина за глупое, по его мнению, стремление изобрести громоотвод. Толпа расходится. Сцена пустеет. Прогремел гром. Катерина задумчива и грустна.
Тихон, видя, что с женой происходит что-то страшное, просит ее рассказать обо всем. К ним подходит Борис, кланяется. Катя бледнеет и чуть не падает в обморок. Варя жестом просит Бориса уйти, боясь, что все может открыться матери. Люди бурно обсуждают приближающуюся бурю. Катя шепчет Тихону, что эта стихия погубит ее. Никто не понимает ее состояния. Варя предлагает помолиться, а Кабанов зовет жену домой. Сумасшедшая Барыня кричит, обращаясь к Катерине, что от Бога не уйти, что пора в омут. Девушка в порыве безумства во всем признается мужу и свекрови — пока мужа не было полторы недели, она гуляла с Борисом.
Иллюстрация А. Парамонова Действие 5 Тихон признается Кулигину, что мог бы простить Катерину, если бы не поучения маменьки. Он считает, что отчасти его мать виновата в измене Кати — она съедала ее поедом. Семья окончательно распадается. Варвара сбегает с Кудряшом.
В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей все они умерли в раннем возрасте. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет. Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково.
Катерина влюбляется в Бориса и бросается к нему в объятия. Изменив Тихону, она понимает, что согрешила и достойна наказания. Можно было скрыть поступок, но совесть не позволила этого сделать. Постепенно страдания становятся невыносимыми. Начинается гроза, полоумная старуха сыплет проклятиями, и под этим натиском Катерина громко рассказывает о своём грехе. В итоге она делает только хуже, остаётся один выход — смерть. Варвара убегает из дома с возлюбленным, а Тихону уже нечего терять, ведь его жена погибла. Он высказывает матери всё, что накопилось на душе. Александр Островский назвал «Грозу» реалистичной драмой. Учитывая характеристики пьесы, её литературное направление можно обозначить как реализм. Признаки, определяющие жанровую принадлежность: конфликт героя с окружением; реалистичный сюжет; трагичный финал. Доказательством, что драма выдержана в духе реализма, служит следующее: в ней правдиво описана жизнь населения маленьких городов, расположенных на Волге. Островскому было важно донести до публики главную мысль: «тёмное царство» изжило себя, на смену ему должны прийти прогрессивные идеи и современные порядки, иначе общество будет постепенно деградировать. Мнение критиков В русской критике к драме «Гроза» неоднозначное отношение. В газетах и журналах опубликовано много статей, посвящённых Катерине и другим главным героям, кабановским понятиям о нравственности и сущности драмы в целом. Видные деятели рассказывали, какое впечатление произвела на них пьеса, и давали оценку таланту Александра Николаевича. Самые яркие статьи написали следующие критики: А.