Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с Иваном Тургеневым в конце 1846 года. русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Нищий, педофил, шизофреник и поэт? Вот что стоит знать о Достоевском!
Федор Достоевский в молодости / «ВКонтакте». В этой статье вы найдете множество фотографий Федора Достоевского в его молодости. Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении. Читайте самые интересные моменты из личной жизни и творчества автора Федора Достоевского. Федор Михайлович Достоевский родился (30 октября) 11 ноября 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. В молодости Федора Михайловича приговорили к казни за посещение «вольнодумного» кружка Петрашевского.
Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. |
Достоевский Фёдор | Фотографии Федора Михайловича Достоевского в молодости Знаменитости в молодости на |
Биография Федора Достоевского
КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Врангель, местный прокурор, видел, как развиваются отношения этой пары, отмечал, что со стороны Исаевой было больше жалости «к несчастному, забитому судьбой человеку», тогда как Достоевский «влюбился со всем пылом молодости». Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Александр Егорович Ризенкампф (1821–1895), врач, ботаник, товарищ молодости Достоевского: Скажу несколько слов об обыкновенном ежедневном препровождении времени Федора Михайловича.
Федор Михайлович Достоевский
Как пояснял сам писатель, он желал, «чтоб не был заглушен ничей голос и чтобы выслушана была, по возможности, всякая нужда». Так вот в январе 1850 года Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу за чтение запрещенной литературы. Обряд казни на Семеновском плацу. Он уже приготовился к смерти и многое для себя осмыслил, его облачили в саван и привели на Семёновский плац на расстрел, но прямо перед исполнением приговора ему зачитали царский указ о помиловании. Такова была воля Николая I — высшую меру приговоренным заменить на более мягкие наказания, но не говорить им об этом до последней минуты. Сибирь подкосила здоровье В течение жизни Достоевский страдал от сильных приступов эпилепсии, а началась она у него в Сибири, куда его отправили отбывать срок после замены смертной казни на каторгу.
Правда, есть данные, что приступы «падучей» у него случались и до этого начиная с 18 лет , но обычно они были очень редкими, слабыми. Именно на каторге болезнь обрушилась на писателя в полную силу. Там же, в Сибири, у него начались проблемы с легкими, которые впоследствии переросли в эмфизему. И там же, на каторге в Омске, Достоевсаий приобрел привычку пить крепчайший сладкий чай, который заключенные называют чифиром, и эту традицию он продолжал в последующей жизни. Писатель заваривал такой чай на ночь, что бодрило и позволяло до утра продуктивно работать.
Дворянство вернули Только через семь лет после отправки на каторгу, уже во время последующей военной службы Достоевский получил полную амнистию — от уже следующего российского монарха — только что взошедшего на престол Александра II. Вместе с амнистией ему было снова разрешено публиковаться, а также Достоевскому вернули полученный от отца дворянский титул. Достоевский был полностью помилован и ему вернули дворянский титул. Незадолго до этого Достоевский написал верноподданническое стихотворение в честь вдовы покойного Николая I, а также его высокопоставленные друзья ходатайствовали о его полной амнистии императору. Возможно, это помогло, но стоит отметить, что указом царя были помилованы и другие петрашевцы, а также декабристы.
Победил игроманию Одно время писатель был заядлым игроманом. Увы, в прошлом веке одержимость азартными играми не считалась заболеванием, тогда как в наше время её успешно лечат.
Небольшого роста, сутуловатый, с угловатыми и порывистыми движениями, он сохранил тяжелую и медленную походку бывшего каторжника, так и не отвыкшего от кандалов.
И при этой «незначительной», «простонародной» наружности, весь облик его производил сильнейшее впечатление. Несмотря на «железную волю» и внешнюю сдержанность Достоевского он был «точно замкнут на ключ» , ему не удавалось скрыть чувства и мысли, «неудержимо просившиеся наружу» — они «одухотворяли» «каждый мускул на этом лице» и словно отпечатались в «резких, точно имеющих каждая свою биографию морщинах» Ф. Достоевский в воспоминаниях современников.
Необыкновенной выразительностью отличаются и портреты Достоевского. До нас дошло всего два натурных портрета К. Трутовского, 1847 и В.
Перова, 1872 и два десятка фотографий. А наряду с этим — богатейшая посмертная иконография, несравнимая ни с какой другой, которая восходит к этим немногим прижизненным образцам. Современные живописцы и графики, отечественные и западные, не устают обращаться к загадке личности Достоевского, заключающей в себе неисчерпаемый источник вдохновения для совершенно непохожих художников.
Символично, что самые удачные прижизненные изображения не считая знаменитого портрета кисти В. Перова из собрания Третьяковской галереи — это первое и последнее эпох двух его триумфов: времени литературного дебюта, едва ли не самого эффектного, блистательного и романтического из всех литературных дебютов XIX в. Уже в первом изображении писателя — рисунке его товарища по Инженерному училищу К.
Трутовского 1847 О взаимоотношениях Достоевского и Трутовского см. В гостях у Достоевского. Удивительное лицо, напоминающее в одно и то же время мечтателя из «Белых ночей» и героя «Записок из подполья», князя Мышкина и Ивана Карамазова...
Вдобавок сохранились воспоминания художника с описанием наружности молодого Достоевского: «В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий. Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Ф. Движения его были какие-то угловатые и вместе с тем порывистые.
Мундир сидел неловко, а ранец, кивер, ружье — все это на нем казалось какими-то веригами, которые временно он обязан был носить и которые его тяготили. За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877».
Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек.
При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями. Как замечает Д.
Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же.
Это высказывание из Евангелия от Иоанна, 12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода". Первые пьесы Достоевского потеряны.
Они были написаны для театров и выходили малым тиражом. Федор Михайлович всю жизнь находился под наблюдением полиции. Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал. Ленин не любил Достоевского.
Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы". Именно за них Ленин не любил классика.
Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло... И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница.
Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы. Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В.
Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем. Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти. Гений-эпилептик, одна уже внешность которого говорит о приливах кротости, заполнявших его душу, о приступах граничащей с безумием проницательности, озарявшей его голову; наконец, о честолюбии, о величии стремлений и о недоброжелательстве, порождающем мелочность души» Ф. Новые материалы и исследования.
И наконец, знаменитое высказывание Дм. Мережковского: «Самый необычайный из всех, "человек из подполья", с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, "Иоанновой", с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» Д. Грядущий Хам. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет.
Парадоксальный факт: портреты, созданные в XX в. Обогащенные духовными прозрениями великих истолкователей Достоевского начала XX в. Преобладание авангардистского подхода в иконографии Достоевского как и в иллюстрациях к его произведениям можно объяснить тем, что его творчество сродни искусству авангарда, эстетику которого он предвосхищает. Как неисчерпаемо творчество Достоевского, так неисчерпаема его личность и так многолики его портреты: то лик «полусвятого» гравюра В. Линницкого, 1971 , то гримаса «полубесноватого» рисунок И.
Шарлеманя, 1924 , то на нас устремлен скорбно-трагический, мрачный, «тяжелый взор эпилептика» портрет Н. Гусева, 1882; офорт Ю. Селиверстова, 1970 , то у писателя задумчивый, созерцательный, самоуглубленный или отстраненный взгляд работы Сарры Шор, 1970; А. Корсаковой, 1970-е; В. Фаворского, 1929.
Из всего этого многообразия и складывается образ «великого инквизитора собственной и чужой души», образ великого «пророка» и «провидца» Ю. Силуэты русских писателей.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Григоровичем, врачом А. Ризенкампфом, дежурным офицером А. Савельевым, художником К. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.
Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. Трутовский, Достоевский держался, замкнуто. Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.
В 1841 году на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. Гоголем, Э.
Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Предыдущая Следующая По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя. Ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. Например, в произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».
О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского. Фёдор и Михаил получили небольшое наследство.
По окончании училища конец 1843 г. Однако, уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика. В январе 1844 года Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского.
В 1844 году он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди». Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 г.
Осенью 1845 г. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 г. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева, Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.
Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. Арест и ссылка В 1846 года Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В.
Майков, а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 г.
Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 г. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».
Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Предыдущая Следующая 22 декабря 1849 г. Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь.
С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 г. В ноябре 1855 г. Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э.
Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. В 1857 г.
В 1844 году он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди».
Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 г.
Осенью 1845 г. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений.
В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 г. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского.
Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева, Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии.
Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. Арест и ссылка В 1846 года Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В.
Майков, а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского.
С марта—апреля 1847 г. Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам.
Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 г. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».
Предыдущая Следующая 22 декабря 1849 г. Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н.
Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 г.
В ноябре 1855 г. Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В 1857 г. Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок».
Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.
Катковым, Некрасовым, А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии.
С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г. Расцвет творчества Достоевского Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений.
Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома».
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» — специфической модификации идей славянофильства.
Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя.
Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!
В июне 1862 г. В августе 1863 г. В Париже он встретился с А.
Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 г.
В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. После смерти императора Николая I 18 февраля 1855 года Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное его вдове, императрице Александре Федоровне. Благодаря ходатайству командующего отдельным Сибирским корпусом генерала от инфантерии Гасфорта Достоевский был произведен в унтер-офицеры согласно пункту приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осужденных преступников.
Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович написал письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Тотлебену, с просьбой походатайствовать о нем перед императором. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года было объявлено прощение бывшим петрашевцам. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадежности.
В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» обе — 1859. После освобождения писатель не сразу попал в столицу. В конце декабря 1859 года Достоевский вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов.
Творчество Федора Достоевского За время пребывания в ссылке, писателя стали подзабывать. Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мертвого дома». В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского.
Это произведение ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных.
Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе. С начала 1861 года Федор Достоевский помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорбленные» 1861 , «Записки из мертвого дома», «Скверный анекдот» 1862 , «Зимние заметки о летних впечатлениях» 1863 и «Записки из подполья» 1864.
Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Страховым и Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Увлечение Федора Достоевского азартными играми Летом 1862 года Федор Достоевский впервые побывал за границей. Главной целью путешествия было лечение на немецких курортах.
Но в Баден-Бадене писатель увлекся разорительной игрой в рулетку. В связи с возникшей пагубной страстью, Достоевский испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой.
Любовь Достоевского к Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок». Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Главные книги Федора Достоевского, великое пятикнижие Посетив Европу, Федор Достоевский опубликовал свои размышления об идеалах Великой французской революции — «Свободе, равенстве и братстве».
Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого по определению достоеведа Долинина была заложена в «Записках из подполья». Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания». В 1864 году ушел из жизни старший брат писателя.
В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут отражение в романах «великого пятикнижия» и «Дневнике писателя». После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом «Преступление и наказание».
Параллельно Достоевский работал над «Игроком», который диктовал стенографистке Анне Сниткиной, вскоре ставшей его второй женой. Выход «Преступления и наказания» в свет в 1866 году вызвал бурную полемику в литературном сообществе России, отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. Вскоре книга получила всемирную славу.
В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния. Мариинская больница литография 1820-х гг. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь.
И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» в названии романа «Бедные люди» — слово из наименования Мариинской больницы. Достоевского с детства приучали помогать ближним Первые уроки благотворительности Достоевский получил еще в детстве. Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. Деревянный дом флигель , состоявший при Достоевских из господской части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году. А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства.
Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских. Достоевский был крещен в больничной церкви При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель. Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь.
449. Достоевский. Молодые годы
Пушкина, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского. В юности он читал горячо, с увлечением, не дававшим ему уснуть ночами, «Историю» Карамзина знал почти наизусть, зачитывался У Шекспиром, В. Гюго, страстно любил романы Жорж Санд. Он столь серьезно увлекся произведениями французской писательницы, что и много лет спустя после знакомства с ее первым романом писал о ней: «Появление Жорж-Занда в литературе совпадает с годами моей первой юности, и я очень рад теперь 1876 г. Надо заметить, что тогда только это и было позволено, — т. Сохранение этой веры до конца обыкновенно составляет удел всех высоких душ, всех истинных человеколюбцев… Она основывала свои убеждения, надежды и идеалы на нравственном чувстве человека, на духовной жажде человечества, на стремлении его к совершенству и к чистоте, а не муравьиной необходимости. Она верила в личность человеческую безусловно даже до бессмертия ее , возвышала и раздвигала представление о ней всю жизнь свою — в каждом своем произведении, и тем признавала ее свободу…» В литературных увлечениях главным товарищем Достоевского был его брат Михаил, и на этой общности умственных интересов и выросла их дружба. Известно, что в юные годы Достоевский был очень увлечен произведениями Н. Великий сатирик стал целой эпохой в становлении и росте начинающего писателя. Задолго до своих первых выступлений в печати Достоевский уже знал в основном «всего» Гоголя — и его украинские рассказы, и «Петербургские повести», и «Ревизор», и «Мертвые души». Страстно увлеченный литературой, Достоевский продолжал учиться на военного инженера, впрочем, без какого-либо энтузиазма.
В феврале 1841 года он сдал экзамен на чин прапорщика полевых инженеров, а 5 августа того же года последовал приказ о производстве Достоевского в нижний офицерский чин — полевые инженеры-прапорщики. После нескольких лет казарменной жизни это был хоть какой-то проблеск свободы, поскольку прапорщики-офицеры могли жить уже не в стенах Инженерного замка, а на частных квартирах. Но даже проживание в отдельной квартире не давало Федору Михайловичу той полной свободы, которой он хотел. Возможности заниматься только лишь литературным трудом не было, и в письмах к брату он все чаще жаловался на тяготы службы. Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе. Увлеченный своими творческими замыслами, он закончил училище далеко не первым и был зачислен на скромнейший пост при Петербургской инженерной команде «с употреблением при чертежной инженерного департамента». Начальство доверяло новоиспеченному инженеру лишь в узких кабинетных масштабах начертательной геометрии и полевой картографии. Прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 года молодой Достоевский уволился со службы, решив полностью отдаться литературному творчеству и «адски работать». Данный текст является ознакомительным фрагментом. Траурное перемирие.
Первые испытания оккультных сил Утром, воздавая должное своим слабостям, я посвящал шесть долгих часов, марая бумагу рифмами и зарываясь в книги в поисках знаний о прошедшем. Чтобы познать также настоящее, я ходил по театрам,.
Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877». Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь.
Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями.
Как замечает Д. Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же. С этого времени наметилась трещина во взаимоотношениях Достоевского с Тургеневым, в которого он в начале знакомства «едва ль не влюбился».
Тот сочинил на него вместе с Некрасовым ядовитую эпиграмму «Витязь горестной фигуры», глубоко уязвившую самолюбивого и мнительного начинающего литератора. Много лет спустя эта трещина превратилась в пропасть после исторической ссоры писателей в Баден-Бадене, поводом к чему послужил роман Тургенева «Дым», и Достоевский наконец отомстил за давнюю обиду. Он написал «донесение потомству», сделав эту ссору достоянием третьих лиц, а в 1871 г. В начале 1847 г.
Достоевский расходится с Белинским, а с весны открывается новая и роковая страница в его жизни стоившая ему четырехлетней сибирской каторги и последующей ссылки — он начинает посещать пятницы Петрашевского. Иконографическая традиция, интерпретирующая Достоевского как «страдальца и страстотерпца», была заложена еще при жизни писателя. Начало свое она ведет с портрета Перова, впервые запечатлевшего в его чертах выражение скорби и страдания, которое не улавливается в большинстве фотографий. По мнению И.
Крамского, это «не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще» И. О портрете Ф. Достоевская рассказывает, как художник работал над ним. Еще до начала сеансов он ежедневно навещал писателя в течение недели, заставал «в самых различных настроениях, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение», когда тот «был погружен в свои художественные мысли.
Можно бы сказать, что Пе-ров уловил на портрете «минуту творчества» Достоевского. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не сказав» Ф. Портрет был написан для Третьяковской галереи, имел большой успех на Передвижных выставках 1872 и 1874 гг. Если фотопортреты больше говорят о натуре и характере Достоевского и особенно интересны физиономистам и психологам, то в графических работах, сделанных по этим снимкам, личные свойства не имеют принципиального значения: перед нами пророк и провидец, как бы вовсе лишенный житейских качеств.
Правда, среди фотографий Достоевского выделяются снимки последних лет, «когда его лицо сделалось еще знаменательнее, еще глубже и трагичнее» Н. Лоренковича, 1878 и М. Панова, 1880. Особенно это относится к фотографии Панова, сделанной на пушкинских торжествах, по которой «можно судить, насколько прибавилось в лице Достоевского значения и глубины мысли» И.
Как в начале, так и в продолжении своего литературного творчества, после четырёх лет каторги и ссылки за участие в кружке Петрашевского, Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, писатель считается первым представителем персонализма в России.
Но не прошло и года, как Федор Михайлович уволился и принял решение посвятить свою жизнь литературе. Начало литературной деятельности Старт Достоевского в литературе был впечатляющим. Уже в 1845 году свет увидело его дебютное произведение «Бедные люди», публикацией которого занялся сам Некрасов. Отзывы на произведение говорили о том, что критики признают рождение в России нового необыкновенного таланта. Наряду с потрясающей работоспособностью писатель выделялся своим неповторимым стилем, смешением реализма с тонкой психологией. Каторга В один момент блестяще складывающая жизнь Достоевского перевернулась. В 1849 году писатель был арестован за участие в кружке Петрашевского, пропагандирующего идеи утопистов.
Он был приговорен к смертной казни. Позднее казнь заменили четырьмя годами каторги. Сцена несостоявшейся казни произвела на писателя огромнейшее впечатление. С особой жестокостью объявление о помиловании было зачитано, когда на шеи осужденных уже накинули петли. Нервное потрясение очень сильно сказалось на творчестве писателя, наполнило его мрачными красками и предчувствиями. На каторге писатель продолжал творить. Ему повезло — вскоре власть в стране изменилась, неудавшихся бунтарей помиловали.
Фото Достоевского
Николай Некрасов и Иван Тургенев прозвали его «рдеющим прыщом» на носу литературы. Тургенев также распространил слух, что якобы Достоевский требовал выделить роман «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» золотой каймой. Это был всего лишь вымысел, но все поверили. Так органично это вписывалось в его образ. Вердикт: Правда Легенда 3. Достоевский был педофилом Ф. Начало 1860-х гг. Гох Литературный критик Николай Страхов, который считался другом Достоевского, в письме ко Льву Толстому от 23 ноября 1883 года жаловался , что не может написать хорошую рецензию на Достоевского, потому что знает о нем слишком много дурных подробностей.
Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка», - писал критик. Толстой на это никак не отреагировал, он вообще избегал личного знакомства с Достоевским, но высоко ценил его творчество. После смерти Достоевского, его вдова начала яростно опровергать историю совращения маленькой девочки, отмечая, что этот эпизод был в черновых материал к роману «Бесы», то есть вымысел. Однако долгое время эта сплетня имела популярность. Позже выяснилось, что Страхов имел мотив очернить репутацию писателя. После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив, где он наткнулся на нелицеприятную запись о себе в записных тетрадях. Достоевский называл его абсолютно беспринципным человеком, «готовым продать все и вся».
Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст когда-нибудь будет опубликован, как и переписка Толстого. Так появился план долгосрочной мести - и Страхов не прогадал: переписка Толстого была опубликована в 1910-х годах, а записная тетрадь Достоевского - лишь в 1970-х. Целых 60 лет Страхова никто не мог обвинить во лжи. Вердикт: Неправда Легенда 4. Его приговорили к смертной казни, но помиловали за пару минут до расстрела Инсценирование казни на Семёновском плацу Б. Покровский Сейчас бы сказали, что Достоевский занимался распространением экстремистской литературы, призывающей к свержению власти в стране. За это его и приговорили к смертной казни вместе с другими заговорщиками.
Речь идет о кружке петрашевцев назван так в честь мыслителя Михаила Буташевича-Петрашевского, у которого проходили эти встречи , где состоял молодой Достоевский. Немногие петрашевцы действительно имели целью устроить революцию; большинство лишь изучали и пропагандировали социально-утопические мысли 19 века за что их называли «коммунистами» , а также говорили о безобразии крепостного права, цензуры и продажности чиновников. Многие петрашевцы были литераторами, писателями, учеными и студентами.
Как страдал эпилепсией: Сторонники психоанализа полагают, что Достоевский страдал истероэпилепсией, то есть эпилепсией, приступы которой были спровоцированы эмоциональными переживаниями. У Достоевского в роду были запойные алкоголики, шизофреники и самоубийцы. Перед эпилептическим припадком Федор Михайлович испытывал восторг и счастье, неведомые нормальному человеку. Такое явление называют «аурой» — специфическим предшественником приступов. Этот симптом проявляется, когда судорожный очаг в мозгу уже активен, но еще не настолько, чтобы гнать нейроны на скорости припадка. Во время приступа писатель не узнавал знакомых и общался со странными людьми, а после жаловался на нарушения речи. Взрывной характер, постоянное желание излить на собеседника свою желчь, придирчивость, тоска и страх смерти — тоже следствия болезни, сыгравшие значительную роль в его творчестве. Однако Достоевский также очень точно описывал психические состояния, в которых не бывал, что до сих пор ставит исследователей в тупик. Далеко не всегда речь идет о полноценной эпилепсии: героев, страдающих «падучей», не так много в произведениях писателя. Внимание привлекают особенности характера, которые в психиатрии носят название акцентуаций. Акцентуация — это не заболевание, но значимые проявления качеств, которые присущи людям с той или иной психопатологией. Акцентуаций существует ровно столько, сколько психических недугов, младшими здоровыми братьями которых они являются. Бывают истероидные, шизоидные, эпилептоидные и многие другие акцентуации. Далеко не всегда такие дополнительные психологические черты — это плохо.
Федор Федорович Достоевский. Сын Достоевского Федор. Алексей Федорович Достоевский. Федор Михайлович Достоевский офицер. Детство Федора Михайловича Достоевского. Достоевский Николай Михайлович 1831 - 1883. Фотография м. Федор Михайлович Достоевский рост. Достоевский в полный рост. Достоевский во весь рост. М Достоевский в полный рост. Достоевский чо весь рост. Портреты Достоевского и их авторы. Портрет Достоевского в хорошем качестве. Детский портрет Достоевского. Даниил Хармс в детстве. Хармс в детстве фото. Михаил Михайлович Достоевский русский писатель. Михаила Михайловича Достоевского 1820-1884. Андрей Михайлович Достоевский. Алексей Достоевский. Федор Михайлович Достоевский 200 лет. Достоевский прапорщик. Фёдор Михайлович Достоевский инженер-подпоручик. Достоевский в форме. Федор Михайлович Достоевский Омск. Федор Михайлович Достоевский 1865.
А братья сразу же договорились этой темы не касаться. Все годы учебы Достоевский очень много читал и совершал свои первые сочинительские опыты. В 1838 году вместе с единомышленниками он организовал литературный кружок. Но не прошло и года, как Федор Михайлович уволился и принял решение посвятить свою жизнь литературе. Начало литературной деятельности Старт Достоевского в литературе был впечатляющим. Уже в 1845 году свет увидело его дебютное произведение «Бедные люди», публикацией которого занялся сам Некрасов. Отзывы на произведение говорили о том, что критики признают рождение в России нового необыкновенного таланта. Наряду с потрясающей работоспособностью писатель выделялся своим неповторимым стилем, смешением реализма с тонкой психологией. Каторга В один момент блестяще складывающая жизнь Достоевского перевернулась. В 1849 году писатель был арестован за участие в кружке Петрашевского, пропагандирующего идеи утопистов. Он был приговорен к смертной казни. Позднее казнь заменили четырьмя годами каторги. Сцена несостоявшейся казни произвела на писателя огромнейшее впечатление. С особой жестокостью объявление о помиловании было зачитано, когда на шеи осужденных уже накинули петли.
Федор Михайлович Достоевский
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | 1 (13) июля Уход вского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню. |
Ловушка в поисках правды: бунташная молодость Достоевского | Фото Достоевского, великого русского писателя мирового значения, чрезвычайно интересны. |
Нищий, педофил, шизофреник и поэт? Вот что стоит знать о Достоевском! | В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. |
«Лишь бы кондрашка не пришиб». Чем на самом деле болел Федор Достоевский? | Начал играть поэт в молодости, пытаясь таким образом заработать. |
Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия | Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года. |
Каким неприятным событиембыла омрачена юность достоевского
Федор Достоевский в молодости В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. У интроверта (развивает свою мысль Достоевский) все внешнее преувеличивается, и искажается в восприятии, особенно говоря о внешних событиях. По молодости и нервности он не умел владеть собой и слишком явно высказывал свое авторское самолюбие и высокое мнение о своем писательском таланте» (Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. Александр Егорович Ризенкампф (1821–1895), врач, ботаник, товарищ молодости Достоевского: Скажу несколько слов об обыкновенном ежедневном препровождении времени Федора Михайловича.
Вы точно человек?
русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Федор Достоевский в молодости / «ВКонтакте». идеи, которые Достоевский примет позже в жизни. русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Достоевский в молодости
Закончив курс в 1843 г. Но через год оставил службу и целиком посвятил себя литературной деятельности. Его первое произведение «Бедные люди» произвело огромное впечатление на Н. Некрасова и В. Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М.
Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Ему грозила смертная казнь, которую заменили на четыре года каторги. По окончании срока в 1854 г.
Через два года после женитьбы пара вернулась в Петербург. Федор вместе с братом основал журнал «Время», который был запрещен спустя три года. В 1860-е годы Достоевский написал произведения «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях».
Склонность к азартным играм вскоре разоряет писателя, а в 1864 году умирают сразу и жена, и брат. Свое знаменитое «Преступление и наказание» Достоевский создает именно в этот трудный период. Писателю грозила долговая тюрьма, поэтому летом 1866 года ему пришлось заключить кабальный договор с издателем Федором Стелловским о продаже тому прав на публикацию полного трехтомного собрания своих сочинений и нового романа «Игрок» , который требовалось представить в весьма ограниченные сроки. Чтобы уложиться в ограниченный издателем срок, писатель берет в помощь стенографистку Анну Григорьевну Сниткину , которая позже становится его второй женой.
Любая мелочь могла вывести его из себя. О своих чувствах он писал другу, Александру Врангелю. Второй супруге, Анне, он запрещал носить яркие вещи и требовал, чтобы она выглядела незаметно и непривлекательно. Дочь Достоевского, Любовь, была писательницей. Мемуары из жизни Достоевского - самая известная ее работа.
Эпитафия на надгробии писателя содержит слова из "Братьев Карамазовых". Это высказывание из Евангелия от Иоанна, 12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода". Первые пьесы Достоевского потеряны.
Детство Юность отрочество Достоевский. Детство Достоевского кратко. Федор Федорович Достоевский. Сын Достоевского Федор. Федор Федорович Достоевский сын писателя. Фёдор Михайлович Достоевский 1843. Достоевский в молодости фото.
Достоевский 1844. Константин Васильев портрет Достоевского. Достоевский портрет василь5в. Достоевский биография. Фёдор Михайлович Достоевский биография. Жизнь и творчество Достоевского. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. Михаил Достоевский, брат писателя.. Федор Михайлович Достоевский учеба. Инженер прапорщик Достоевский.
Фёдор Михайлович Достоевский 16 лет. Детство и Юность Федора Михайловича Достоевского. Алексей Федорович Достоевский. Федор Достоевский в детстве. Фёдормихайлович Достоевский в детстве. Федор Михайлович Достоевский служба. Федор Достоевский на службе. Служба в Семипалатинске Достоевский. Достоевский в военной форме. Достоевский 1860.